ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ПЛАН ПРОЕЗДА

О ПРИХОДЕ

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

ЖИЗНЬ В ЦЕРКВИ

ХРИСТИАНСТВО
В ВЕНГРИИ


ПРАВОЛСЛАВНАЯ
МИССИЯ В МИРЕ


НАШЕ ПРОШЛОЕ
И НАСТОЯЩЕЕ


МУЧЕНИКИ
И ИСПОВЕДНИКИ


ХРИСТИАНСКИЕ ПРАВЕДНИКИ

ЦЕРКОВЬ
И ГОСУДАРСТВО


СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

ВОСПОМИНАНИЯ
И ДНЕВНИКИ


ВСЕХ ИХ СОЗДАЛ БОГ

СОВЕТЫ ВРАЧА

БИБЛИОТЕКА

СТРАНИЦА РЕГЕНТА

ФОТОГАЛЕРЕИ

ВИДЕО

ДУХОВЕНСТВО ХРАМА

НАШИ РЕКВИЗИТЫ

КОНТАКТЫ

ССЫЛКИ

 


 


       
  Веб-портал "Ортодоксия" | Венгерская епархия | Офенская духовная миссия

«Советский Союз соотносится с исторической Россией как убийца с убитым». 
 А.Солженицын

Художник Константин Коровин о жизни в России после революции

Знаменитый русский живописец и театральный художник Константин Алексеевич Коровин после революции 1917 года некоторое время прожил в России: занимался вопросами сохранения памятников искусства, организовал аукционы и выставки в пользу освободившихся политзаключённых, продолжал сотрудничать с театрами. С 1918 года он жил в имении Островно Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, преподавал в свободных государственных художественных мастерских на даче «Чайка». В 1923 году художник по совету А.В. Луначарского выехал за границу и поселился во Франции. О времени, которое он провел в Советской России, живописец, обладавший к тому же немалым литературным даром, оставил очень живые, яркие, образные заметки в своем дневнике. Публикуем на «Избранном» некоторые из них.

 

Мой внук, не делай революции…
Сегодня как никогда более уместно еще раз прочесть этот рассказ русского эмигрантского поэта и писателя Ивана Савина – своеобразное духовное завещание потомкам.

Рождение нового человека

Сегодня – 100 лет со дня Октябрьской революции. Почти 20 из них в России 7 ноября официально отмечается День согласия и примирения. О том, возможно ли в принципе примирение в странах, переживших гражданские войны, и что сегодня происходит под лозунгами примирения в России – «Правмир» побеседовал с протоиереем Андреем Кордочкиным, настоятелем прихода в честь святой равноапостольной Марии Магдалины в Мадриде.

Протоиерей Георгий Митрофанов: Убери сейчас Ленина с Красной площади – ничего не изменится.
Архиерейский Синод РПЦЗ в заявлении по случаю 100-летней годовщины событий, связанных с революцией в России, призвал убрать тело Владимира Ленина с Красной площади. Комментирует протоиерей Георгий Митрофанов.

“Подонки в рясах” или негодяй во френче?

«Сейчас человек может называть себя сталинистом – и это не означает абсолютно никаких обязательств, может православным – и это тоже, по его мнению, ничего не требует. Человек может называть себя и тем и другим – и искренне изумляться, когда такое исповедание находят бессмысленным». Сергей Худиев – о тщетности очередной попытки совместить православие и сталинизм.

Как пережить тоталитарную историю: немецкий опыт
Дарья Менделеева 

Оставляет ли тоталитарная история неизгладимый след в массовом сознании, есть ли в преступлениях тоталитарного режима вина общества и отдельного человека, какие мероприятия по преодолению тоталитаризма были в своё время проведены в Германии. Об этом мы беседуем с пресс-секретарём Синодального отдела по благотворительности Василием Рулинским.

Святитель Николай Сербский: Разве можно радоваться, когда идет война?

1941–1945. Можем повторить?

Священник Феодор Людоговский размышляет о том, почему страшная война фактически забыта многими людьми, а также о том, что её повторение – не такая уже и фантастика

Откуда берется война

Можно ли отгородиться от войны и раздора, выключив телевизор и покинув социальные сети? Мудрые люди были уверены, что ничего из подобных решений не выйдет. Почему – объясняет священник Сергий Круглов.

История жертв
Сергей Сумленный 
Источник: журнал "Эксперт"

Эпоха молчания
Даниил Гранин: Сталин и страх - синонимы

Неудобные святые: память о новомучениках мешает строить рай в коттедже

Что мы знаем о своих новомучениках, людях, которые жили рядом с нами совсем недавно и предпочли скорее умереть, чем отказать от того, чем мы иногда не очень дорожим? Как храним их память? Потомок новомученика протоиерей Кирилл КАЛЕДА считает, что современному обществу память о новомучениках крайне неудобна, и вот почему..

Сергей Мироненко: Не по-человечески, что кости столько лет лежат не захороненные

Сергей Владимирович Мироненко, директор Государственного архива Российской Федерации, был членом Правительственной комиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков российского императора Николая II и членов его семьи, которая работала с 1993 по 1998 год, и входит в Межведомственную рабочую группу по вопросам идентификации останков цесаревича Алексия и великой княжны Марии. Он занимается историей гибели царской семьи с начала 1990-х годов и знает об этом всё, что известно современной исторической науке.

Протоиерей Александр Салтыков о «православном» сталинизме
Александр Филиппов 

Повернувшись к Волге задом,
сжавши руки в кулаки,
смотрит Ленин злобным взглядом,
как шагают дураки.
Неизвестный священник.
70-е гг. 20 в.

Заново писать историю Русской Церкви ХХ века
Александр Филиппов 
15 мая 2013 г. в Издательском Совете Русской Православной Церкви прошла презентация книги «Пострадавшие за веру и Церковь Христову. 1917–1937», выпущенной Свято-Тихоновским университетом к 20-летию Университета и 75-летию «Большого террора».

Огонь и генералиссимус
Андрей Десницкий 

Прот. Кирилл Каледа: Пока не будет памяти о новомучениках, не будет никаких успехов в стране
Александр Филиппов 

О коммунистической религии, державнобесии и новых „святых“
Татьяна Кириллина 

Канонизировать Ивана Грозного, Зою Космодемьянскую или Игоря Талькова? Зачем самочинно писать иконы и составлять службы тем, кто не прославлен Церковью? Почему советский образ мыслей оказался столь живучим? Книга петербургского историка Сергея Фирсова «На весах веры: О коммунистической религии и новых „святых“ посткоммунистической России» отвечает на эти и многие другие вопросы.
Сергей Фирсов много лет занимается изучением истории Русской Православной Церкви с Синодального периода до нашего времени. Разговор о маргинально-еретических течениях в постсоветскую эпоху немыслим без разговора о прошлом нашей страны, об особенностях церковной жизни людей, ее населяющих.

Архиепископ Гродненский Артемий: Назови мне свои праздники, и я скажу тебе, кто ты.

— Вы знаете, праздник как таковой, как явление человеческой культуры, — вещь очень интересная. Это своеобразный карандаш, которым человек или целый народ подчеркивает жирной чертой некие события, перечитывая собственную историю. Иначе сказать — это маркер человеческого менталитета, один из способов его самоидентификации. Как говорится: назови мне свои праздники, и я скажу тебе кто ты.

Прот. Сергий Правдолюбов: Реабилитация Сталина происходит на глазах
Ум человеческий может оправдать все что угодно. Но ведь есть  правда , что в древнерусском языке синонимически связано с словом  ИСТИНА . Истина Божественная, Богооткровенная. Что есть зло и что есть добро. Есть заповеди, данные всем людям. А наши современники, наши соотечественники не хотят смотреть правде в глаза! Они предпочитают свое, отдельное мировосприятие. Без всяких твердых и объективных ориентиров, сплошная зыбкость.

«Большевики убивали переименованиями…»
Размышления протоиерея Георгия Митрофанова о Церкви и государстве, о злодеях и доверчивом народе, об экспроприации исторической российской символики большевиками. Специально для Фонда «Возвращение».

Память новомучеников и исповедников российских . Прот.Иоанн Кадар

**********

Подвиг новомучеников и исповедников Российских как основа единства Церкви и народного единства

**********

«Только преступники могли так сорить своим народом!»

Письма Виктора Астафьева о войне, Сталине и Жукове, «генеральской правде», криках «ура», непохороненных героях и о том, как на самом деле погиб Александр Матросов.

************

Слишком много красного
Ксения Лученко 

В начале девяностых еще все было возможно: запретить не только КПСС, но и в принципе создание коммунистических партий, коммунистическую символику в любых ее проявлениях; открыть архивы, переименовать улицы, убрать Ленина не только с денег, но и с площадей всех больших и малых городов. Провести судебный процесс, аналогичный Нюрнбергскому, огласить имена всех погибших и пострадавших.
Симпатизировать коммунистам должно было быть так же стыдно, как и фашистам.

*********

Послекоммунистическое двадцатилетие: разрушение «нового человека»

...За двадцать лет в России так и не сложилась ни свободная рыночная экономика, ни демократическая государственность, ни ответственное гражданское общество, ни бесцензурные средства массовой информации. Тело основателя коммунистического режима В.И.Ленина так и лежит в Мавзолее на Красной площади, его статуи и статуи его приспешников продолжают оставаться главным украшением всех городов и поселков страны, а их имена доминируют в национальной топонимике. Хотя никакого контрреволюционного переворота, никакого очевидного коммунистического реванша за эти двадцать лет не было, советскость постепенно, шаг за шагом восстанавливала свои, казалось бы, утраченные в 1991 г.

Зубов Андрей Борисович  — российский историк и политолог, доктор исторических наук, профессор МГИМО

********

Бунт добра.   Преображенское братство организовало семинар "Русская катастрофа ХХ века и пути преодоления ее последствий"

"Я не люблю вас совершенно бесплатно!" — телевизионные кадры, на которых молодая девушка идет по Болотной площади с таким плакатом, облетели весь мир и стали символом ответа россиян на заявления власти о проплаченности митингов

**********

ГДЕ ХОРОШО БЫЛО ИСКАТЬ БОГА

Рассказывает прот. Владимир Попов
Один из признаков печального времени то, что молодежь не знает и не хочет знать о том, что произошло в 1930-50-е годы. Это одно из самых болезненных явлений нашего времени. Потому что происходит провал в памяти, а это приводит к тому, что будущее поколение еще более лишено корней, чем мы, воспитанники Сталина и Хрущева. И конечно, такие выставки крайне нужны для того, чтобы человек смог прикоснуться к нашему общему прошлому и представить весь ужас того времени, когда главным был страх. Человек ложился спать со страхом и вставал со страхом.

***********

Наследники новомучеников

Заместитель заведующего научно-исследовательским отделом новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат исторических наук священник Александр Мазырин прокомментировал документ «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших», принятый Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2 февраля 2011 года.
Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» (№ 11, 2011).

**********

Почему голосовать за коммунистов – грех

Декан Факультета Церковных художеств ПСТГУ, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, протоиерей Александр САЛТЫКОВ в новой статье, отвечая на критику, которую вызвала статья «Кого анафематствовал Патриарх Тихон», продолжает утверждать, что коммунисты Церковью преданы анафеме, призывает к покаянию тех, кто их поддерживает, объясняет, как избежать растущей опасности революционного движения и говорит об ответственности духовенства перед обществом.

**********

Кого анафематствовал Патриарх Тихон, или верить ли обещаниям коммунистов?
Может ли христианин быть коммунистом? Как Церковь относится к Ленину и к революции? Об этом говорит Декан Факультета церковных художеств ПСТГУ, историк Церкви, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, протоиерей Александр Салтыков.

************

«Наш народ попытался совершить самоубийство»
Протоиерей Георгий Митрофанов, преподаватель Санкт-Петербургской Духовной Академии, член Синодальной комиссии по канонизации святых, дал Фонду «Возвращение» исключительное (exclusive) интервью, посвящённое путям развития РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА, ОБЩЕСТВА, ЦЕРКВИ, КУЛЬТУРЫ, в частности топонимики. Беседу вёл вице-президент Фонда Даниил Петров.

***************

ЭКСКУРСИЯ ПО ЛУБЯНКЕ

Интервью с Татьяной Авиловой
30 октября 1974 года по инициативе узников мордовских и пермских лагерей совместной голодовкой и зажиганием свечей в память о безвинно погибших был впервые отмечен «День политзаключённого». Впоследствии в этот день ежегодно проходили голодовки политзаключённых, а с 1987 года - демонстрации в Москве, Ленинграде, Львове, Тбилиси и других городах. 30 октября 1989 года около 3 тысяч человек со свечами в руках образовали «живую цепь» вокруг здания КГБ СССР. После того, как они отправились оттуда на Пушкинскую площадь с целью проведения митинга, они были разогнаны ОМОНом. С 1991 года этот день памяти жертв политических репрессий отмечается 30 октября официально. По традиции тема нашего последнего октябрьского номера связана с этим памятным днем.

************

Гонимые правды ради
Ксения Кириллова 

30 октября считается Днем памяти жертв политических репрессий. Сегодня, когда все больше людей начинает идеализировать годы советской власти, наверное, особенно важно, оставив в стороне политические лозунги, вспомнить хотя бы несколько судеб и имен людей, попавших в воронку «лихого века».

*************

Советское и постсоветское в современной церковной культуре: образ пастыря, свидетельство, служение

Доклад Сергея Чапнина, ответственного редактора «Журнала Московской Патриархии», представленный на Меневских чтениях 10 сентября 2011 года, посвящен злободневным вопросам современной церковной жизни.

***********

Аушвиц. Сошествие во ад
 Священник Андрей Кордочкин • 
Куда направляется православный священник в краткую минуту отдыха?Конечно же, в Аушвиц.
 

***********

Почитание откладывается?

С 2000 года, когда Русская Церковь канонизировала более 1000 новомучеников и исповедников Российских, их память совершается почти 300 дней в году. Однако живой традиции молитвы им пока не появилось. В чем причина? Новомученики жили в экстремальное время — в Гражданскую войну, гонения. Сейчас Церковь в мире со властью. Может быть, у верующих, живущих тихой мирной жизнью, просто нет повода к ним обращаться? Ведь не молимся же мы святому целителю Пантелеимону, пока не болеем. С такой постановкой вопроса совершенно не согласен протоиерей Кирилл КАЛЕДА, настоятель храма во имя святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове (Москва).

*************

Русские женщины. Век 20
Протоиерей Владимир Тимаков

Полагаю, что далеко не всякий думал о том, что в стоянии за веру в 
годину советского лихолетья многих русских женщин нужно поставить непосредственно за теми, кто кровью засвидетельствовал верность Христу. Впрочем, когда мы говорим "советское лихолетье", мы не должны мыслить, будто разгул сатанизма вторгся к нам абсолютно извне. Крушение алтарей, уничтожение иерархии, священства, знати, расстрел лучших сынов и дочерей России, всё это дело рук самих русских. Правда, отцам и дедам нашим это было подсказано, но ведь и змеиный шёпот, соблазнивший праотцев в раю, не сделал их безответственными.....

************

Святейший Патриарх Кирилл возглавил церемонию открытия мемориала памяти инвалидов Отечественной войны, погребенных на Валааме

*******

Советская власть в собственных интересах помогла Церкви выжить.  Протоиерей Георгий Митрофанов о том, как на самом деле проходило "церковное возрождение" при Сталине

************


Выковать или выпестовать?

Русский язык богат, за каждым словом возникает образ. Символы безбожного СССР не отошли в прошлое. Они сидят в нас и, к сожалению, их тщательно охраняют. Люди, которые помнили символику старой России – до кровавого 1917 – ушли, остались только книги, фотографии, памятники. Живыми сказителями следующей эпохи стали другие пожилые люди.

***********

О «десталинизации»

Священник Димитрий Свердлов

Отгремела очередная годовщина Победы – а вопрос со Сталиным так и не решен.
Президент вроде бы в конце прошлого года объявил о«десталинизации», но – возможно, я невнимательно слежу за прессой – роль «отца и учителя» заслуженную официальную оценку не получила.
Те, кто смотрел ТВ на праздники, говорят, что Сталина на экране было очень много (а также Молотова и даже Берии) – причем без оценок со стороны телевизионщиков, без комментариев… Выходит, с очередной Победой мы пропустили очередную возможность расставить точки над «и».

***********

Причины неприятия политики митрополита Сергия (Страгородского) в церковных кругах (по материалам полемических произведений конца 1920-х – 1930-х гг.)

Политика Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) конца 1920-х гг. и вызванные ею внутрицерковные нестроения до сих пор остаются предметом дискуссий историков и богословов. Причины неприятия этой политики в церковных кругах анализируются в докладе, представленном на секции «Единство Церкви в эпоху богоборчества» XXI Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ священником Александром Мазыриным.

************

Ложь уничтожается правдой
Хотите бороться с фальсификацией истории — откройте архивы!

В современной России теперь много говорят о недопустимости фальсификации истории. Ставшее за последние два года навязчивым использование этого словосочетания вызывает у многих тревогу. Тревога эта оправданна. Практически не известное русской академической науке странное словосочетание «фальсификация истории» было некогда создано еще сталинским агитпропом. Это был кричащий пропагандистский ярлык, превратившийся в 1940-е годы в очередную идеологическую фикцию, в ярко-красный стоп-сигнал для мышления. «Фальсификацией» объявлялась любая точка зрения на исторические события, не соответствовавшая лживым партийным догмам.

***********
Памяти Н.Н.Никулина
Комментарий К.М.Александрова к книге Н.Н. Никулина "Воспоминания о войне"

19 марта в Санкт-Петербурге, чуть-чуть не дожив до 86-летия, умер Николай Николаевич Никулин – ведущий научный сотрудник Эрмитажа, искусствовед и один из самых известных в мире специалистов по североголландской живописи, знаток искусства старых европейских мастеров. О смерти Никулина, к глубокому нашему сожалению, мы с кинодокументалистом Виктором Правдюком, узнали совершенно случайно и, увы, слишком поздно. 24 марта съёмочная группа канала «Культура» работала в Эрмитаже. Журналисты обратили внимание на выставленные портреты ученого с сообщением о смерти. В тот день Николая Николаевича похоронили на Смоленском кладбище.

Полный текст книги Н. Никулина «Воспоминания о войне» находится в разделе «Библиотека»

***********
"Причуды моей памяти" [мемуары]
Д.А.Гранин. Совесть. Фрагмент из книги

************

Религия лжи. Суть сталинщины — ложь, которая создает собственную реальность, реальнее той, которую видим
Священник Владимир Зелинский


************

Православный сталинизм. Опыт исследования этой новой религии
Священник Владимир Зелинский

**************

«Страна нераскаянных Каинов вряд ли может войти в Царство Небесное»
протоиерй Георгий Митрофанов

******

******

Архиерейский собор о новомучениках: опыты интерпретации постановления

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял целый ряд необходимых документов, касающихся самых разных сторон церковной жизни, и среди них – “О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших”. Этот документ уже получил в прессе интерпретации, которые требуют корректировки.

 

  © Сайт Ортодоксия .