«Советский Союз соотносится с исторической Россией как убийца с убитым».
А.Солженицын
Художник Константин Коровин о жизни в России после революции
Знаменитый русский живописец и театральный художник Константин Алексеевич Коровин после революции 1917 года некоторое время прожил в России: занимался вопросами сохранения памятников искусства, организовал аукционы и выставки в пользу освободившихся политзаключённых, продолжал сотрудничать с театрами. С 1918 года он жил в имении Островно Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, преподавал в свободных государственных художественных мастерских на даче «Чайка». В 1923 году художник по совету А.В. Луначарского выехал за границу и поселился во Франции. О времени, которое он провел в Советской России, живописец, обладавший к тому же немалым литературным даром, оставил очень живые, яркие, образные заметки в своем дневнике. Публикуем на «Избранном» некоторые из них.
Мой внук, не делай революции…
Сегодня как никогда более уместно еще раз прочесть этот рассказ русского эмигрантского поэта и писателя Ивана Савина – своеобразное духовное завещание потомкам.
Рождение нового человека
Сегодня – 100 лет со дня Октябрьской революции. Почти 20 из них в России 7 ноября официально отмечается День согласия и примирения. О том, возможно ли в принципе примирение в странах, переживших гражданские войны, и что сегодня происходит под лозунгами примирения в России – «Правмир» побеседовал с протоиереем Андреем Кордочкиным, настоятелем прихода в честь святой равноапостольной Марии Магдалины в Мадриде.
Протоиерей Георгий Митрофанов: Убери сейчас Ленина с Красной площади – ничего не изменится.
Архиерейский Синод РПЦЗ в заявлении по случаю 100-летней годовщины событий, связанных с революцией в России, призвал убрать тело Владимира Ленина с Красной площади. Комментирует протоиерей Георгий Митрофанов.
“Подонки в рясах” или негодяй во френче?
«Сейчас человек может называть себя сталинистом – и это не означает абсолютно никаких обязательств, может православным – и это тоже, по его мнению, ничего не требует. Человек может называть себя и тем и другим – и искренне изумляться, когда такое исповедание находят бессмысленным». Сергей Худиев – о тщетности очередной попытки совместить православие и сталинизм.
Как пережить тоталитарную историю: немецкий опыт
Дарья Менделеева
Оставляет ли тоталитарная история неизгладимый след в массовом сознании, есть ли в преступлениях тоталитарного режима вина общества и отдельного человека, какие мероприятия по преодолению тоталитаризма были в своё время проведены в Германии. Об этом мы беседуем с пресс-секретарём Синодального отдела по благотворительности Василием Рулинским.
Святитель Николай Сербский: Разве можно радоваться, когда идет война?
1941–1945. Можем повторить?
Священник Феодор Людоговский размышляет о том, почему страшная война фактически забыта многими людьми, а также о том, что её повторение – не такая уже и фантастика
Откуда берется война
Можно ли отгородиться от войны и раздора, выключив телевизор и покинув социальные сети? Мудрые люди были уверены, что ничего из подобных решений не выйдет. Почему – объясняет священник Сергий Круглов.
История жертв
Сергей Сумленный
Источник: журнал "Эксперт"
Эпоха молчания
Даниил Гранин: Сталин и страх - синонимы
Что мы знаем о своих новомучениках, людях, которые жили рядом с нами совсем недавно и предпочли скорее умереть, чем отказать от того, чем мы иногда не очень дорожим? Как храним их память? Потомок новомученика протоиерей Кирилл КАЛЕДА считает, что современному обществу память о новомучениках крайне неудобна, и вот почему..
Сергей Мироненко: Не по-человечески, что кости столько лет лежат не захороненные
Сергей Владимирович Мироненко, директор Государственного архива Российской Федерации, был членом Правительственной комиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков российского императора Николая II и членов его семьи, которая работала с 1993 по 1998 год, и входит в Межведомственную рабочую группу по вопросам идентификации останков цесаревича Алексия и великой княжны Марии. Он занимается историей гибели царской семьи с начала 1990-х годов и знает об этом всё, что известно современной исторической науке.
Протоиерей Александр Салтыков о «православном» сталинизме
Александр Филиппов
Повернувшись к Волге задом,
сжавши руки в кулаки,
смотрит Ленин злобным взглядом,
как шагают дураки.
Неизвестный священник.
70-е гг. 20 в.
Заново писать историю Русской Церкви ХХ века
Александр Филиппов
15 мая 2013 г. в Издательском Совете Русской Православной Церкви прошла презентация книги «Пострадавшие за веру и Церковь Христову. 1917–1937», выпущенной Свято-Тихоновским университетом к 20-летию Университета и 75-летию «Большого террора».
Огонь и генералиссимус
Андрей Десницкий
Прот. Кирилл Каледа: Пока не будет памяти о новомучениках, не будет никаких успехов в стране
Александр Филиппов
О коммунистической религии, державнобесии и новых „святых“
Татьяна Кириллина
Канонизировать Ивана Грозного, Зою Космодемьянскую или Игоря Талькова? Зачем самочинно писать иконы и составлять службы тем, кто не прославлен Церковью? Почему советский образ мыслей оказался столь живучим? Книга петербургского историка Сергея Фирсова «На весах веры: О коммунистической религии и новых „святых“ посткоммунистической России» отвечает на эти и многие другие вопросы.
Сергей Фирсов много лет занимается изучением истории Русской Православной Церкви с Синодального периода до нашего времени. Разговор о маргинально-еретических течениях в постсоветскую эпоху немыслим без разговора о прошлом нашей страны, об особенностях церковной жизни людей, ее населяющих.
— Вы знаете, праздник как таковой, как явление человеческой культуры, — вещь очень интересная. Это своеобразный карандаш, которым человек или целый народ подчеркивает жирной чертой некие события, перечитывая собственную историю. Иначе сказать — это маркер человеческого менталитета, один из способов его самоидентификации. Как говорится: назови мне свои праздники, и я скажу тебе кто ты.
Прот. Сергий Правдолюбов: Реабилитация Сталина происходит на глазах
Ум человеческий может оправдать все что угодно. Но ведь есть
правда
, что в древнерусском языке синонимически связано с словом
ИСТИНА
. Истина Божественная, Богооткровенная. Что есть зло и что есть добро. Есть заповеди, данные всем людям. А наши современники, наши соотечественники не хотят смотреть правде в глаза! Они предпочитают свое, отдельное мировосприятие. Без всяких твердых и объективных ориентиров, сплошная зыбкость.
«Большевики убивали переименованиями…»
Размышления протоиерея Георгия Митрофанова о Церкви и государстве, о злодеях и доверчивом народе, об экспроприации исторической российской символики большевиками. Специально для Фонда «Возвращение».
Память новомучеников и исповедников российских . Прот.Иоанн Кадар
**********
Подвиг новомучеников и исповедников Российских как основа единства Церкви и народного единства
**********
«Только преступники могли так сорить своим народом!»
Письма Виктора Астафьева о войне, Сталине и Жукове, «генеральской правде», криках «ура», непохороненных героях и о том, как на самом деле погиб Александр Матросов.
************
Слишком много красного
Ксения Лученко
В начале девяностых еще все было возможно: запретить не только КПСС, но и в принципе создание коммунистических партий, коммунистическую символику в любых ее проявлениях; открыть архивы, переименовать улицы, убрать Ленина не только с денег, но и с площадей всех больших и малых городов. Провести судебный процесс, аналогичный Нюрнбергскому, огласить имена всех погибших и пострадавших.
Симпатизировать коммунистам должно было быть так же стыдно, как и фашистам.
*********
Послекоммунистическое двадцатилетие: разрушение «нового человека»
...За двадцать лет в России так и не сложилась ни свободная рыночная экономика, ни демократическая государственность, ни ответственное гражданское общество, ни бесцензурные средства массовой информации. Тело основателя коммунистического режима В.И.Ленина так и лежит в Мавзолее на Красной площади, его статуи и статуи его приспешников продолжают оставаться главным украшением всех городов и поселков страны, а их имена доминируют в национальной топонимике. Хотя никакого контрреволюционного переворота, никакого очевидного коммунистического реванша за эти двадцать лет не было, советскость постепенно, шаг за шагом восстанавливала свои, казалось бы, утраченные в 1991 г.
Зубов Андрей Борисович
— российский историк и политолог, доктор исторических наук, профессор МГИМО
********
Бунт добра.
Преображенское братство организовало семинар "Русская катастрофа ХХ века и пути преодоления ее последствий"
"Я не люблю вас совершенно бесплатно!" — телевизионные кадры, на которых молодая девушка идет по Болотной площади с таким плакатом, облетели весь мир и стали символом ответа россиян на заявления власти о проплаченности митингов
**********
ГДЕ ХОРОШО БЫЛО ИСКАТЬ БОГА
Рассказывает прот. Владимир Попов
Один из признаков печального времени то, что молодежь не знает и не хочет знать о том, что произошло в 1930-50-е годы. Это одно из самых болезненных явлений нашего времени. Потому что происходит провал в памяти, а это приводит к тому, что будущее поколение еще более лишено корней, чем мы, воспитанники Сталина и Хрущева. И конечно, такие выставки крайне нужны для того, чтобы человек смог прикоснуться к нашему общему прошлому и представить весь ужас того времени, когда главным был страх. Человек ложился спать со страхом и вставал со страхом.
***********
Заместитель заведующего научно-исследовательским отделом новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат исторических наук священник Александр Мазырин прокомментировал документ «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших», принятый Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2 февраля 2011 года.
Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» (№ 11, 2011).
**********
Почему голосовать за коммунистов – грех
Декан Факультета Церковных художеств ПСТГУ, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, протоиерей Александр САЛТЫКОВ в новой статье, отвечая на критику, которую вызвала статья «Кого анафематствовал Патриарх Тихон», продолжает утверждать, что коммунисты Церковью преданы анафеме, призывает к покаянию тех, кто их поддерживает, объясняет, как избежать растущей опасности революционного движения и говорит об ответственности духовенства перед обществом.
**********
Кого анафематствовал Патриарх Тихон, или верить ли обещаниям коммунистов?
Может ли христианин быть коммунистом? Как Церковь относится к Ленину и к революции? Об этом говорит Декан Факультета церковных художеств ПСТГУ, историк Церкви, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, протоиерей Александр Салтыков.
************
«Наш народ попытался совершить самоубийство»
Протоиерей Георгий Митрофанов, преподаватель Санкт-Петербургской Духовной Академии, член Синодальной комиссии по канонизации святых, дал Фонду «Возвращение» исключительное (exclusive) интервью, посвящённое путям развития РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА, ОБЩЕСТВА, ЦЕРКВИ, КУЛЬТУРЫ, в частности топонимики. Беседу вёл вице-президент Фонда Даниил Петров.
***************
************
30 октября считается Днем памяти жертв политических репрессий. Сегодня, когда все больше людей начинает идеализировать годы советской власти, наверное, особенно важно, оставив в стороне политические лозунги, вспомнить хотя бы несколько судеб и имен людей, попавших в воронку «лихого века».
*************
Советское и постсоветское в современной церковной культуре: образ пастыря, свидетельство, служение
Доклад Сергея Чапнина, ответственного редактора «Журнала Московской Патриархии», представленный на Меневских чтениях 10 сентября 2011 года, посвящен злободневным вопросам современной церковной жизни.
***********
С 2000 года, когда Русская Церковь канонизировала более 1000 новомучеников и исповедников Российских, их память совершается почти 300 дней в году. Однако живой традиции молитвы им пока не появилось. В чем причина? Новомученики жили в экстремальное время — в Гражданскую войну, гонения. Сейчас Церковь в мире со властью. Может быть, у верующих, живущих тихой мирной жизнью, просто нет повода к ним обращаться? Ведь не молимся же мы святому целителю Пантелеимону, пока не болеем. С такой постановкой вопроса совершенно не согласен протоиерей Кирилл КАЛЕДА, настоятель храма во имя святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове (Москва).
*************
Русские женщины. Век 20
Протоиерей Владимир Тимаков
Полагаю, что далеко не всякий думал о том, что в стоянии за веру в
годину советского лихолетья многих русских женщин нужно поставить непосредственно за теми, кто кровью засвидетельствовал верность Христу. Впрочем, когда мы говорим "советское лихолетье", мы не должны мыслить, будто разгул сатанизма вторгся к нам абсолютно извне. Крушение алтарей, уничтожение иерархии, священства, знати, расстрел лучших сынов и дочерей России, всё это дело рук самих русских. Правда, отцам и дедам нашим это было подсказано, но ведь и змеиный шёпот, соблазнивший праотцев в раю, не сделал их безответственными.....
************
Святейший Патриарх Кирилл возглавил церемонию открытия
мемориала памяти инвалидов Отечественной войны, погребенных на Валааме
*******
Советская власть в собственных интересах помогла Церкви выжить.
Протоиерей Георгий Митрофанов о том, как на самом деле проходило "церковное возрождение" при Сталине
************
Русский язык богат, за каждым словом возникает образ. Символы безбожного СССР не отошли в прошлое. Они сидят в нас и, к сожалению, их тщательно охраняют. Люди, которые помнили символику старой России – до кровавого 1917 – ушли, остались только книги, фотографии, памятники. Живыми сказителями следующей эпохи стали другие пожилые люди.
***********
Священник Димитрий Свердлов
Отгремела очередная годовщина Победы – а вопрос со Сталиным так и не решен.
Президент вроде бы в конце прошлого года объявил о«десталинизации», но – возможно, я невнимательно слежу за прессой – роль «отца и учителя» заслуженную официальную оценку не получила.
Те, кто смотрел ТВ на праздники, говорят, что Сталина на экране было очень много (а также Молотова и даже Берии) – причем без оценок со стороны телевизионщиков, без комментариев… Выходит, с очередной Победой мы пропустили очередную возможность расставить точки над «и».
***********
Политика Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) конца 1920-х гг. и вызванные ею внутрицерковные нестроения до сих пор остаются предметом дискуссий историков и богословов. Причины неприятия этой политики в церковных кругах анализируются в докладе, представленном на секции «Единство Церкви в эпоху богоборчества» XXI Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ священником Александром Мазыриным.
************
Ложь уничтожается правдой
Хотите бороться с фальсификацией истории — откройте архивы!
***********
Памяти Н.Н.Никулина
Комментарий К.М.Александрова к книге Н.Н. Никулина "Воспоминания о войне"
19 марта в Санкт-Петербурге, чуть-чуть не дожив до 86-летия, умер Николай Николаевич Никулин – ведущий научный сотрудник Эрмитажа, искусствовед и один из самых известных в мире специалистов по североголландской живописи, знаток искусства старых европейских мастеров. О смерти Никулина, к глубокому нашему сожалению, мы с кинодокументалистом Виктором Правдюком, узнали совершенно случайно и, увы, слишком поздно. 24 марта съёмочная группа канала «Культура» работала в Эрмитаже. Журналисты обратили внимание на выставленные портреты ученого с сообщением о смерти. В тот день Николая Николаевича похоронили на Смоленском кладбище.
Полный текст книги Н. Никулина «Воспоминания о войне» находится в разделе «Библиотека»
***********
"Причуды моей памяти" [мемуары]
Д.А.Гранин. Совесть. Фрагмент из книги
************
Религия лжи. Суть сталинщины — ложь, которая создает собственную реальность, реальнее той, которую видим
Священник Владимир Зелинский
************
Православный сталинизм. Опыт исследования этой новой религии
Священник Владимир Зелинский
**************
«Страна нераскаянных Каинов вряд ли может войти в Царство Небесное»
протоиерй Георгий Митрофанов
******
******
Архиерейский собор о новомучениках: опыты интерпретации постановления
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял целый ряд необходимых документов, касающихся самых разных сторон церковной жизни, и среди них – “О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших”. Этот документ уже получил в прессе интерпретации, которые требуют корректировки.