ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ
СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
ХРИСТИАНСТВО
В ВЕНГРИИ
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ
ХРИСТИАНСКИЕ ПРАВЕДНИКИ
ВСЕХ ИХ СОЗДАЛ БОГ
ЖИЗНЬ В ЦЕРКВИ
НАШЕ ПРОШЛОЕ
И НАСТОЯЩЕЕ
О ПРИХОДЕ
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ
ЦЕРКОВНАЯ БИБЛИОТЕКА
ДУХОВЕНСТВО ХРАМА
СТРАНИЦА РЕГЕНТА
ЦЕРКОВЬ
И ГОСУДАРСТВО
ВОСПОМИНАНИЯ
И ДНЕВНИКИ
НАШИ РЕКВИЗИТЫ
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
СОВЕТЫ ВРАЧА
ПЛАН ПРОЕЗДА
ФОТО
ССЫЛКИ
ГАЛЕРЕИ
КОНТАКТЫ
Память новомучеников и исповедников российских
Одним из самых важных деяний последних лет нашей церковной жизни,
является прославление новомучеников и исповедников российских в сонме святых угодников Божиих. Для всех нас, дорогие братья и сестры, является большой духовной радостью обращаться к молитвенному предстательству многочисленных мучеников ХХ века, но одновременно мы как христиане, живущие в истории, должны чрезвычайно внимательно осмыслить наше трагичное церковное прошлое и не забывать, что та внешняя свобода дарованная нам Господом, является великим божественным даром. Изучая наше недавнее историческое прошлое, мы должны честно признаться, что те нестроения, которые мы переживаем в обществе, и в нашей церковной жизни в значительной степени заложены в том недалёком советском прошлом, которое было создано нашими отцами и дедами и страшно изуродовало нашу душу. Да, христианину необходимо трезво оценивать свою жизнь, своё прошлое, включая те события, которые предшествовали 1917 году. Правильное осмысление того, что произошло в России 20, 30, 40, 50 годы даёт нам возможность избежать многих падений и преступлений совершённых нашими предками.
Как часто, с ложным умилением и с чувством гордыни поём слова:
"Русь святая Храни веру православную, в ней же тебе утверждение". Слова
очень верные, правильные переданные нам жизненным опытом святых угодников Божиих, но отдадим себе отчёт, какая огромная дистанция отделяет нас от идеала предначертанного нам небожителями. Почему?
Во-первых, потому, что все мы сильно отличаемся от тех, кого прославили в сонме новомучеников. Православной России, в которой начинали
свой путь новомученики - уже не существует. Существующая Россия - это
совершенно другая страна, в которой православным Христианам необходимо найти своё место. Но это возможно, только посредством труда исторического
покаяния. Ведь на уровне нашего прихода я могу засвидетельствовать печальную истину: нет у нас почитания новомучеников. Мы не знаем того сонма угодников Божиих, которые пострадали во время отвратительного советского режима, уничтожившего десятки миллионов своих граждан. Ведь чаще всего мы просим Господа о помощи в решении часто очень утилитарных, сиюминутных задач, забывая о горнем нашем призвании, о том, что вся наша жизнь является
странствием в тот мир, где полнота жизни и царствует Хозяин жизни - любящий
Отец наш небесный.
К сожалению, наш утилитаризм, как тяжёлое наследие советского
прошлого проявляется и в почитании святых. Прославив новомучеников, мы
считаем, что наше дело сделано - пусть они теперь вымаливают нас из наших
житейских трудных обстоятельств. Ну а что же мы? Как поведём себя мы, если
вдруг начнутся гонения? Побежим ли сломя голову в фискальные и карательные
органы, начнём также разрушать храмы, как это делали наши отцы и деды?
Послереволюционные годы - это время страшных испытаний, великая
скорбь Церкви. Ужас от этого усиливается ещё пониманием того, что
священников убивали, чаще всего их же пасомые, крещёные, причащавшиеся с
детства люди, но отпавшие от Церкви. И убивали они их при участии или при
полном равнодушии основной массы русских православных христиан. Вся эта
масса номинальных православных христиан 20-30 слышали с церковного амвона
слова Спасителя: <Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест, и
следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её; а кто
потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её. Ибо какая польза
человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? Или какой
выкуп даст человек за душу свою>. (Мк. 8, 35-37).
Вспомнила ли основная масса россиян того времени слова Господа?
Видимо нет. Основная масса населения поверила ложным большевистским
лозунгам: <Свобода, равенство, братство>, убивая своих архипастырей,
пастырей во имя достижения вожделенной <свободы>. Ведь также как и у нас,
так и у них была возможность выбора. Ведь кто-то говорил <нет>, принимая
мученическую кончину, а кто-то соглашался, пусть даже из животного страха
перед богоборческой властью, убивать и предавать. Не нам судить наших
сродников - богоотступников и слава Богу что мы не жили в это страшное
время. Но выбор между Богом и преисподней стоит и в наше время, когда за
исповедание веры уже никого не ожидают расстрел и мучения.
Согласно данным комиссии по реабилитации при Президенте РФ, к 1943
году было расстреляно 130 тысяч представителей духовного сословия. В 1917
году архиереев, священников, диаконов, монахов, монахинь в Русской Церкви
было 146 тысяч. Теперь сопоставьте эти цифры.
Но давайте, чтобы почувствовать весь ужас тех лет, обратимся к
конкретным примерам. Этих примеров сотни тысяч, а они, к сожалению, типичны
для времени гонений.
Пример 1. Священника, уже натерпевшегося в советских условиях многих невзгод и сохранившего свой приход, арестовали и поначалу в достаточно мягкой форме предлагали подписать составленные за него показания. Из показаний следовало, что он признаётся в том, что принимал участие в "контрреволюционной организации" на своём приходе и что в эту организацию входили такие-то организации" люди.
Следователь говорил священнику: "Вы уже не в состоянии повлиять на судьбу
этих людей. Они арестованы, и если вы подпишите показания, их не будут
подвергать пыточному следствию, а просто дадут срок, так что вы даже
облегчите их участь. А вас мы отпустим, и вы вернётесь на свой приход. А
если вы этого не сделаете, то вы усугубите участь этих людей и обречёте на
неприятности свою семью. Вот у вас есть дочери - нам придётся их арестовать.
Тюрьмы переполнены, придётся их к уголовникам поместить в одну камеру. Вот у
вас есть маленький сын - придётся нам им заняться на ваших глазах. Вы уже
обречены. Единственное, что вы можете, - облегчить участь этих людей тем,
что подпишите сейчас показания".
Пример 2. В конкретную деревню приезжают представители власти, которые имеют
конкретные предписания: столько человек арестовать, столько отдать под
расстрел, столько отправить на поселение. Деревенского священника
арестовывают и увозят первым, его супруга через несколько месяцев умирает.
Остаются двое детей восьми и пяти лет. И вот эти маленькие дети на
протяжении нескольких недель оказываются совершенно беззащитными. Люди
обходят стороной дом священника, чтобы кто-то не заметил и не донёс. Лишь
иногда кто-то ночью приносит на крыльцо кусок хлеба. Дети отвергнутые всеми
заболевают, начинают голодать. Потом одного ребёнка забирает представитель
детского дома. Второго, уже умирающего, покрытого вшами и коростой, забирает
родственница, обрекая возможно и себя на гибель. И всё это происходит при
вроде бы понятном, объяснимом попустительстве:кого? Да прихожан этого храма, пасомых этого несчастного пастыря.
Пример 3. 1937 год, Москва. Арестовывают многодетного священника. Он уже
знает, что его ожидает расстрел. Прощаясь с семьёй, он благословляет сына,
чтобы тот завтра же пошёл в комсомольскую организацию по месту учёбы,
написал письмо, что он отрекается от своего отца, и вступил в комсомол.
Потому что никто, кроме него, не сможет поддержать семью. Пасомые на это не
решаются. Духовенство было совершенно брошено теми, кто должен был бы его
защищать. При этом имеет место поразительный факт: в переписи населения в
1938 году верующими себя назвали более 50 % граждан Советского Союза. Считая себя верующими - они дали уничтожить почти всё своё духовенство и наиболее активных мирян. Возникает вопрос: В чём же заключалась их вера? И какой была их вера?
Напрашивается аналогия с сегодняшним временем. Ведь сегодня нет гонений, строятся храмы вчерашние гонители проявляют видимые знаки внимания
к Церкви, да и процентное соотношение верующих выше, чем в страшном 1938
году. Думаю, что верующими себя назовут 70% - 80% населения. Но в чём и как
проявляется вера современных россиян? В том, что раз в году в Богоявление
Господне они окунаются в прорубь или накануне Воскресения Христова приносят
освятить куличи и яйца, так и не вкусив сладости поста и высокого духовного
состояния, которому может приобщиться каждый, кто серьёзно воспринимает
Евангельский призыв следовать Богу.
Несомненно, что "вера" многих советских граждан, живущих в страшные
годы богоборчества, была столь же поверхностной как религиозное
мировоззрение их потомков, живущих ныне. И сегодня проявления внешней
религиозности большинства россиян являются выражением банального
конформизма, подобно тому как в советское время таковыми были участие в
разного рода "общественных" мероприятиях или же членство в КПСС.
Конечно, в 20-30 годы были факты самопожертвования, истинного
пастырства, глубокой духовной жизни. Как пример высокой святости священников и мирян, мы знаем о церковных общинах архимандрита Сергия (Савельева), отца Серафима (Батюкова), свв. Алексея и Сергия (Мечевых). Практически все, и священники и миряне этих общин, прошли через сталинские лагеря оставив нам высокие примеры беззаветного служения Христу. Но, к сожалению, эти люди составляли только небольшой процент от общей массы населения Российской Федерации.
Ну а как добивались "признания" офицеры НКВД в "контрреволюционном
заговоре"? В 20, 30-е годы применялся так называемый "конвейер", то есть
допрашивание в течение 10 дней без сна и пищи. В течении этого ужасного
времени, человека доводят до состояния невменяемости, сумасшествия.
Прославленный в лике святых, архиепископ-исповедник Лука (Войно-Ясенецкий),
будучи врачом, фиксировал, что происходило с его психикой во время этого
конвейерного допроса. Человек переставал отдавать себе отчёт в чём-либо и
начинал думать: "Либо я такой немощный человек и Бог от меня отвернулся,
либо:может быть и Бога нет?".
Подследственные НКВД, проходившие по церковным делам, давали
признательные показания более чем в 90 % случаев, а в гестапо давали
признательные показания чуть больше половины подследственных. Дело не в том, что гестаповцы были гуманнее следователей НКВД, а в том, что в гестапо
понимали: если довести человека до того, что он будет сразу же признаваться
во всём, трудно будет докопаться до правды. У НКВД были иные цели и он
действовал по другому принципу: им нужно было за определённое время выявить столько-то врагов народа. И для подследственных создавали такие условия, что устоять могли единицы. Те кто устоял, вызывали особую жестокость у следователей НКВД.
Приведу пример мученической кончины прославленного в лике святых
архиепископа Тверского Фаддея. Его долго истязали на допросах, но он не
давал показаний, которых требовал следователь, и тогда к нему применили
пыточную новинку: посадили в камеру с уголовниками, которые должны были всё
время его избивать. Его избили до потери сознания, оставили валяться на
полу, а ночью уголовнику, являвшемуся "паханом" в этой камере, явилась
Богородица и сказала, чтобы он оставил в покое архипастыря. И он запретил
уголовникам к нему прикасаться. Его выпустили из камеры, а потом, так и не
добившись того, чего хотели, приговорили к расстрелу.
Однако следователь настолько ожесточился против него, что приказал
не расстреливать его, а утопить живым в тюремном клозете. После этого его
вытащили и похоронили не в общей могиле, а отдельно. Это место было замечено и все советские годы почиталось православными. Потом в условиях перестройки тело новомученика было обретено, перенесено в Храм и после канонизации стало почитаться как святые мощи. Эта страшная смерть дала нашей Церкви - редчайший случай - мощи священномученика.
Интересно, что Богородица явилась "пахану", который несмотря на
преступное прошлое, сохранил остатки человечности, а офицер НКВД перешёл ту
опасную черту, за которой открываются адские бездны. И через адские бездны
советского режима прошли несколько поколений граждан окончательно утвердив
ту страшную пропасть между старой и новой Россией.
Но вернёмся к 12-й главе Евангелия от Иоанна. В 25-м стихе, Иисус произносит очень важные для всех нас слова: "Любящий душу свою погубит её; а
ненавидящий душу свою в мире сем сохранит её в жизнь вечную" (Ин. 12, 25).
Тот, кто готов пожертвовать жизнью, кто забывает о себе во время испытания
своей веры, способен на прорыв, на преобразующий жизнь шаг навстречу Богу.
Эпоха гонений дала нам сонм святых новомучеников, но, к сожалению,
и огромное количество примеров того, как, сохраняя ценой компромиссов и даже
предательства свою жизнь, положение, благополучие, люди ломались, теряли
себя. В советские времена кто-то шёл на компромиссы с КГБ, давал нужные
показания, отрекался от своей деятельности - сохраняя себя, свою жизнь, но
это были уже другие люди - потерянные, сломленные, озлобленные, мало на что
способные, утратившие собственное "я". В таком состоянии красота личности не
может проявляться. Страх перед мучителями - делает человека запуганным,
лживым, хитрым. Вот к чему привели гонения. Не только к горней славе
исповедников, но и страшному духовному падению миллионов, что проявляется и
в нашей повседневной реальности, как "наследие" далёких 20-3- годов.
Сервилизм, приспособленчество, раболепие перед богоборческой
властью - это неизлечимые язвы российской действительности, которые берут
начало в 20-е годы, но и не изжиты в поведении и психологии по сегодняшний
день.
Мы ясно должны помнить, и Евангелие постоянно напоминает нам о той
опасной границе, когда готовность к компромиссам ведёт нас к духовной
погибели, потере нашего "я".
И сегодня мы обращаемся к молитвенно предстательству новомучеников
и исповедников российских с тем, чтобы их пример беззаветного служения
Христу вдохновлял и нас на служение Отцу нашему небесному, чтобы мы
искореняли решительно, те отвратительные греховные привычки комсомольского и партийного прошлого, которые сидят в нашем подсознании и проявляются в современной церковной действительности. Не забудем, что дорога богоотступничества, которой прошли наши отцы и деды ведёт в бездну безумия и самоистребления.
Святые новомученики и исповедники российские молите Бога о нас!
Протоиерей Иоанн Кадар