Огонь и генералиссимус
Андрей Десницкий
В Якутии накануне Дня Победы открылся очередной памятник И.В. Сталину – уже третий, как сообщает пресса. Да-да, в той самой Якутии, где истоки золотоносной реки Колымы, где при самом генералиссимусе лагерей было, наверное, больше, чем поселков. Где стоят еще простые кресты на месте тех лагерей, тех братских кладбищ з/к. Не такие роскошные, как этот памятник, не такие приметные, конечно.
Расскажите мне, пожалуйста, что в окрестностях Освенцима и Бухенвальда ставят памятники великому вождю Гитлеру, при котором, конечно, допускались известные перегибы, но зато строились отличные автобаны, возрождалась промышленность, укреплялись нравственные устои и Германия поднималась с колен. Расскажите, я тогда пойму, что это сон и счастливо рассмеюсь. Это невозможно. Невозможно там, у них, на бездуховном, материалистическом Западе – а вот у нас пожалуйста, сколько угодно.
Это там, на бездуховном Западе, в Германии и странах, бывших под ее оккупацией, ты идешь по улице и вдруг натыкаешься на табличку с именами и датами. И понимаешь: вот тут жили люди, которые не вписывались по расовым или еще каким признакам в славное будущее и мешали великой нации подниматься с колен, а потому их однажды при молчании соседей погрузили в вагоны и увезли туда, откуда никто не должен был вернуться. Ты читаешь их имена и день, в который это произошло. Ты можешь посчитать, сколько им было лет, ты можешь угадать, кем они приходились друг другу, и ты вдруг понимаешь, что они ничем не отличаются от тебя и твоих близких просто потому, что они – тоже люди. И значит, это не должно повториться. И значит, никто не забыт и ничто не забыто.
Там нет помпезных парадов современной техники и крикливой агитации, там есть только эти имена. И кажется, это – работает, хотя бы потому, что нет там униженных ветеранов, которых ко дню Победы извещают о скидках на гробы, как это случилось у нас. А что? Положена скидка, вот и информируют соответствующую категорию населения. Ложиться прямо сейчас не обязательно, кстати.
Бронзовое, мраморное, огромное, пафосное, крикливое – оно безлико и безымянно, ему не до мелочей вроде нас с вами. И не странно, что генералиссимус отлично вписывается в него, потому что при нем оно так и сложилось. А до имен мы как-то еще не доросли.
И еще одна маленькая, но очень примечательная деталь. Инициатором и, надо полагать, спонсором памятника выступил гендиректор ОАО «Алмазы Анабара» М.Н. Евсеев. Пресса отмечает, что как раз перед этим он еще одним деянием порадовал жителей Якутска: привез в город Благодатный огонь из Иерусалима.
Он, возможно, был среди молящихся в Храме Гроба Господня еще на службах Страстной, где так пронзительно и ярко звучит рассказ о неправедном судилище и зверской казни, о том, как ради народного блага предали и распяли Невинного. Возможно, Евсеев стоял тогда в храме и думал, как всего через неделю откроет на якутской земле памятник Сталину.
Расскажите мне, как благочестивые христиане открывают в окрестностях Вифлеема монумент выдающемуся государственному деятелю и благоукрасителю Храма царю Ироду Великому. Расскажите, и я тогда проснусь.
Но кажется, нам всем предстоит еще пожить некоторое время в этом нелепом и страшном мороке. И значит, надо понять одну очень простую вещь из области русской грамматики. Прилагательное «православный», вошедшее в тренд, может прилагаться очень ко многим существительным, и «христианство» – только один из них. Бывает, в частности, православный сталинизм, и для многих это вовсе не оксюморон, как «горячий лед» или «живой труп». Можно быть членом Церкви новомучеников, и даже очень активным ее членом, борцом за чистоту рядов и обличителем неправомыслящих – и при этом оправдывать и прославлять их мучителя, не видя в том никакой проблемы, не испытывая ни малейших угрызений совести. Примеров тому становится всё больше.
Когда сатана не может взять наскоком, не может прогнуть тебя сразу, когда встречается с силой духа – он старается извратить эту силу, направить ее против себя самой. Сойди с креста, поднимись с колен, покори силой все царства мира – и уверуем в Тебя. Правда, это будет уже совсем не тот «Ты», в Которого стоит веровать. Ну и ладно, царства и слава – они ведь останутся при нас!
Но спасают не царства мира, не слава, не сила и даже не благодатный огонь, спасает Христос, распятый и воскресший. Если забудем это, есть риск, что и благодатный огонь нам подменят на какой-то совсем другой, которого мы-то надеялись избегнуть. Христос спасает – и это приходится повторять как «дважды два четыре», вновь и вновь – не нации, партии и государства, а людей. Тех самых людей, табличек с именами которых не встретишь на наших улицах. Людей разных, слабых и запутавшихся, грешных, неприятных, порой просто отвратительных. Но они, а точнее, мы с вами – сотворены для вечности, в отличие от всего остального.
И если не видеть этого масштаба вещей – непривычного, неотмирного, пригодного для Голгофы, а не для парада – прилагательное «православный» рискует так и остаться без нужного существительного.