Прот. Кирилл Каледа: Пока не будет памяти о новомучениках, не будет никаких успехов в стране
Александр Филиппов •
В 2012 году исполняется 75 лет памяти начала «Большого террора» 1937 года — одной из волн гонений коммунистической партии на Русскую Православную Церковь, совпавшей с острой фазой кровавых репрессий, фактически геноциду, направленному против русского народа. 8 августа 1937 года, когда прозвучали первые выстрелы палачей на Бутовском полигоне, считается днем начала расстрелов.
Мы встретились с настоятелем храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове прот. Кириллом Каледой 8 августа 2012 года, послелитургии на Бутовском полигоне, посвященной этой трагической дате.
Как сохранить память о новомучениках? Что сегодня делается, что не делается и что должно делаться для ее сохранения? Нужен ли русскому народу национальный музей Большого террора и музей, посвященный всем жертвам коммунистических репрессий? Кто и какую ответственность должен понести сегодня за развязывание массовых казней, и что нужно делать, чтобы они больше никогда не повторились?
30 октября пройдет очередная мемориальная акция «Голос Памяти», перед которой мы и публикуем нашу беседу.
О Бутовских новомучениках
Для меня память о подвиге новомучеников — это великая драгоценность. Прославление людей, которые оказались верны Христу, может оказать влияние на наших современников. Сегодня мы слабы и не показываем верности Богу. А они в страшных обстоятельствах жизни проявили верность Христу и Церкви. Они не обладали дарованиями древних святых: Пантелеимона Целителя, Сергия Радонежского, Серафима Саровского. Бутовские новомученики были обыкновенными людьми, которые стали вровень с древними святыми. Поэтому так важно сохранить память о них, которая, к сожалению, часто замалчивается, предается забвению, как и тема гонений на Церковь.
И это очень страшно. Урок, который получил наш народ в ХХ веке, ужасает! Братья убивали братьев, дети отцов, потому что потеряли любовь друг к другу и перестали видеть друг в друге образ Божий. В наше время творится тоже самое — наши соотечественники не видят друг в друге образа Божьего. Пока мы не осознаем, что должны сохранить память о новомучениках и определиться с отношением к их гонителям, не научимся видеть в близких образ Христов, ни о каких успехах у нас речи быть не может. Я говорю даже не об успехах в духовной жизни, а просто о порядке в стране или о достойном месте среди участников олимпиады.
Музей памяти жертв коммунизма
Сохранять память новомучеников нужно как это всегда делала Церковь — молитвой и богослужением, сохранением святынь и реликвий. Сегодня в Церкви обсуждается идея создания музея новомучеников. Существуют церковные музеи, посвященные гонениям и геноциду, небольшие музеи в епархиях и при храмах, в ПСТГУ, или у нас в Бутово. Есть музеи светские, например, музей холокоста в Израиле «Яд вашем», мемориалы на месте фашистских концлагерей в Германии.
По моему глубокому убеждению, России нужен общенациональный музей памяти жертв коммунистического геноцида и гонений на Церковь. И он должен быть государственным.
К сожалению, сегодняшнее настроение у народа, не оставляет надежды на то, что подобный музей будет создан в ближайшем будущем. Хотя речь об этом и ведется в Президентском совете по развитию гражданского общества и прав человека. «Программа по увековечиванию памяти пострадавших от политических репрессий» также предусматривала создание такого государственного музея. Но реальных шагов пока не сделано.
Было предложено несколько проектов такого музея, даже двух музеев. Первый музей должен быть создан в Петербурге, на территории Ржевского расстрельного полигона в Ковалевском лесу. Там в начале 1920-х годов производились расстрелы, и есть основания предполагать, что именно там был расстрелян великий русский поэт Николай Гумилев. Питерские коллеги добиваются создания этого музея, и есть большая вероятность, что там Музей террора будет построен.
Второй музей, даже мемориальный комплекс жертвам коммунистического режима, предполагается создать в Москве. Первый вариант — построить его в Покровском-Стрешнево, на стрелке слияния Канала им. Москвы с Москвой-рекой, построенного рабским трудом заключенных. Второй вариант — в Бутово.
Бутовский расстрельный полигон в последнее время стал всемирно известным символом сталинских репрессий, и мы надеемся, что проект будет реализован, хотя пока этим вопросом занимается только община храма в Бутове.
Церковь, воспевая в своих гимнах великих древних мучеников, таких, как Георгий Победоносец, Пантелеимон Целитель, Димитрий Солунский, учит, что они «кровями своими потушили огонь беззакония», «утопили в своей крови гонителей мучителей», а их палачей называет, «нечестивцами», достойными вечного осуждения. Новые мученики равны древним мученикам, а значит палачи, орудовавшие или отдававшие приказы о незаконных пытках казнях, такие же, как и палачи древних святых, и за гробом их ждет общая с ними доля.
Пока «Программа по увековечиванию памяти» получила только одобрение действующего президента, без какого-либо финансового и законодательного подкрепления.
Суд истории
Суд истории над деятелями известной всем партии, ответственной за гонения на Церковь и геноцид русского народа, еще не произведен, а только предстоит.
В начале 1990-х годов начался процесс переименования улиц в русских городах и деревнях, возвращения им подлинных названий, но позднее этот процесс угас. Я уверен, что это дело нужно возобновить и завершить полным очищением нашей Родины от одиозных имен в названиях улиц. Это должно быть совместное усилие государства и общества.
Чиновники должны прислушаться к той части общества, которая требует возвращения старинных названий. А то доходит до смешных случаев. Например, недавно был крестный ход в Лодейном поле, где некогда находилось управление Свирскими лагерями. Но улицы, по которым шел крестный ход, назывались Марксистская, им. Урицкого и т. д. У этих улиц есть же прекрасные старые названия: Соборная площадь, например. Почему бы не возвратить старые названия?
Есть новые города, построенные в советское время, у которых нет старых названий. Можно и нужно находить новые названия взамен тех, у кого на совести миллионы загубленных жизней. Так же должен быть продолжен процесс сноса памятников «вождю мирового пролетариата», которых осталось великое множество на просторах нашей страны, в городах и деревнях. Они не вызывают эстетического или какого-то другого положительного чувства, только омерзение.
Хрущев лично принимал решение о расстрелах в Москве
5 марта 1937 г. была отправлена телеграмма Сталину за подписью руководителя московского управления НКВД и первого секретаря московского горкома партии Никиты Хрущева о том, что «Москва готова к проведению такой «операции». Это и есть люди, которые лично ответственны за массовые убийства в Москве.
Хрущев лично принимал решение о расстрелах в Москве. Было бы преувеличением сказать, что он инициировал создание полигона, он только выполнял волю Сталина. И Сталин, как бы, не нес ответственности за расстрелы, потому что своей подписи на тех документах не ставил, (в то время подписывал документы о репрессиях Ежов). Но мы знаем, что в России в политике в то время ничего не происходило без указания Сталина. Поэтому перед историей и русским народом несут ответственность Сталин и его сподвижники, в том числе и Хрущев.
Коммунистические преступления и наказание
Не думаю, что сегодня у нас в стране возможен судебный процесс над советской властью по типу Нюрнбергского суда над фашизмом, хотя бы потому что время упущено. Такой судебный процесс мог бы быть проведен в начале 1990-х годов. Сейчас исторический суд должен производиться через просвещение нашего народа и открытие российским людям правды о том, что и каким образом происходило в нашей стране во время захвата власти коммунистами.
Преступления тогда совершались ужасающие. В Сандармоге был расстрелян один из Соловецких этапов — 1111 человек! Убивал их один человек, он расстреливал их в упор, он сделал это лично за три дня. Что это был за человек?! До какой степени осатанелости может дойти существо, отрекшееся от Бога! Позже он был осужден за превышение полномочий, но потом благополучно вышел из тюрьмы и дожил чуть ли не 1970-х годов.
Хочу заметить, что вопрос отношения к тем кто, совершал эти массовые убийства и беззакония, очень сложный. Христос призывал любить наших врагов. Но ведь несчастных жертв коммунистического режима не просто расстреливали, считая это слишком легким наказанием. Их забивали сапогами, душили веревками, подушками, всячески издевались над ними. Сохраненные патроны использовались энкаведешиками на охоте.
Но, вместе с тем, никто не знает, как бы мы поступили оказавшись в той ситуации? Знаю несколько случаев, когда люди шли расстреливать, чтобы их самих не убили. А еще знаю случаи, когда люди, участвовавшие в этих страшных делах, приходили к покаянию. Я знаком со священником, который исповедовал умирающего бывшего сотрудника НКВД.
Когда он шел к нему (священник не имеет права отказать в исповеди умирающему), он думал, что подобные люди не способны каяться. А вот этот человек покаялся. И священник вышел с исповеди с впечатлением, что он каялся искренне. Покаялся, причастился и через два дня умер. И было реальное ощущение любви Божией к нам, грешным. Казалось бы человек согрешил, и страшно согрешил, а Бог ждал, пока он сможет покаяться, дождался и взял к Себе.
Беседовал Александр Филиппов.