Вопрос об отношении к монархии в церковной полемике 1920-х гг. в России
Мазырин Александр, священник
Портал «Богослов.Ru» публикует доклад доктора церковной истории, кандидата исторических наук священника Александра Мазырина, сделанный на VII Международных образовательных Сретенских чтениях «400-летие Дома Романовых» (Хельсинки, 17 февраля 2013 г.). В данном материале предпринимается попытка рассмотреть, насколько для активных деятелей Православной Российской Церкви 1920-х гг. – времени напряженного поиска ответа на вопрос о месте Церкви в жизни народа в условиях новой богоборческой власти – была характерна приверженность монархии.
Очерки по истории России. XX век
Б.А. Филиппов
Общество и власть.
Сопротивление советскому режиму. 1920- 1941гг.
Что за сила удерживает человека, не позволяет сдаться перед злом... пресмыкаться, подличать?
Даниил Гранин
В тяжелое время, полное неотступной скорби для думающих и чувствующих, чувствующих — по-человечески, остается одна жизненная опора-исполнение по мере сил принятого на себя долга.
Иван Павлов
Хотелось бы всех поименно назвать.
Анна Ахматова
Безрелигиозность, в которой я прожил всю сознательную жизнь, не сделала меня христианином. Но более достойных людей, чем религиозники., в лагерях я не видел. Растление охватывало души всех, и только религиозные держались.
Варлаам Шаламов
ПРОБЛЕМА СОПРОТИВЛЕНИЯ СТАЛИНСКОМУ РЕЖИМУ
ФОРМЫ СОПРОТИВЛЕНИЯ
Организованное сопротивление.
Сопротивление крестьянства. Коллективизация.
********
Сопротивление верующих
*********
Экстремизм в работах Ленина
Главный научный сотрудник Института российской истории РАН Владимир Лавров обратился к руководителю СКР Александру Бастрыкину с просьбой проверить работы Владимира Ленина.
....в работах Ленина нашей стране навязывался социальный расизм и социальный геноцид – уничтожение, в том числе физическое, буржуазии и дворянства, духовенства и старой русской интеллигенции, трудовых крепких крестьян («кулаков») и казаков. Если национал-социалистическая рабочая партия Гитлера проповедовала национальный расизм и геноцид, то Ленин проповедовал социальный расизм и геноцид; но в обоих случаях – расизм и геноцид, в обоих случаях миллионы погибших в результате политической деятельности этих вождей, в обоих случаях преступления против человечности, не имеющие срока давности.
**********
Расстрел Московского Кремля
(27 октября - 3 ноября 1917 г.)
Не стыдно ли вам за вашу Родину, когда вы слышите, как стоящий в толпе перед развалинами Кремлевских святынь чужестранец, серый китаец, изумленно глядит на развалины и бормочет: «Русский не хороший, худой человек, потому что стреляет в своего Бога!»
Нестор, Епископ Камчатский и Петропавловский.
К 60-ТИЛЕТИЮ ОСТАВЛЕНИЯ КРЫМА 1920 – 1980
профессор Вермонтского университета (США) П. Н. Пагануцц
и
Месть победителей. Красный террор в Севастополе в 1920-1921 гг.
Ты кровь их соберешь по капле, мама,
И, зарыдав у Богоматери в ногах,
Расскажешь, как зияла эта яма,
Сынами вырытая в проклятых песках,
Как пулемет на камке ждал угрюмо,
И тот, в бушлате, звонко крикнул «Что начнем?»
Как голый мальчик, чтоб уже не думать
Над ямой стал и горло проколол гвоздем.
Как вырвал пьяный конвоир лопату
Из рук сестры в косынке и сказал «ложись»
Как сын твой старший гладил руки брату,
Как стыла под ногами глинистая слизь.
И плыл рассвет ноябрьский над туманом,
И тополь чуть желтел в невидимом луче,
И старый прапорщик, во френче рваном,
С чернильной звездочкой на сломанном плече,
Вдруг начал, петь — и эти бредовые
Мольбы бросал свинцовой брызжущей струе:
«Всех убиенных помяни Россия,
Егда Приидеши во Царствие Твое».
Иван Савин
К
огда началось Тамбовское восстание? Расстрелять и забыть
И.Савенков
Вопрос кажется риторическим. Известно всем, что крестьянское восстание в Тамбовской губернии началось в 1920 году. Руководимое эсером А.С. Антоновым, оно длилось почти полтора года. И было жестоко подавлено войсками под командованием будущего маршала Тухачевского. И… Ну, в общем, и все.
«Точку ставить рано...» Антоновский мятеж глазами Солженицына
Т. Кузьменко
Два рассказа Александра Солженицына "Эго" и "На краях", написанные в 1993 году, незадолго до возвращения в Россию, выделяются по своей тематике, повествуют об историческом антоновском мятеже в двадцатых годах прошлого столетия. Первый рассказ полностью об этом, второй лишь в первой части задевает эту тему.
"
Эго
"
"На краях"
***********
Сергей Жилин
г.Ижевск
Кто не слыхал, как с врагами сражался
Ижевский полк под кровавой Уфой!
Как с гармонистом в атаку бросался
Ижевец — русский рабочий простой!
Газета «Сибирский стрелок» за 16 марта 1919 года сообщала об успехах Западной армии на Мензелинском направлении: «В районе северо-западнее Уфы части Ижевской бригады, состоящей из ижевских рабочих, присоединившихся к нам после взятия Ижевского завода и свято исполняющих свой долг, беззаветно сражаясь за освобождение родной земли... »
В чаянии Воскресения, или почему белые не победили
Дарья Болотина
Ровно 95 лет назад, 9 (22) февраля 1918 года начался Первый Кубанский поход Добровольческой армии. Легендарный поход, совершенный горсткой плохо одетых и слабо вооруженных людей в жестокую стужу и названный впоследствии «Ледяным». От Ростова к Екатеринодару и обратно на Дон — почти три месяца боев с многократно превосходившими силами противника.
В этом походе, одном из первых в истории вооруженного сопротивления большевикам, создавались боевые, культурные и духовные традиции белых добровольцев. О христианском смысле Добровольчества, о том, на что надеялись зачинатели Белого движения и почему они не победили в Гражданской войне, рассказывает историк и публицист, кандидат культурологии Дарья Болотина.
Российская белая эмиграция в Венгрии (1920 – 1940-е годы)
Ф.Е. Лукьянов
ПЕТР ВРАНГЕЛЬ В БУДАПЕШТЕ
Встреча русского генерала и венгерского адмирала
Приложение
Письмо барона Врангеля Деникину
ВЕНГЕРСКИЕ ГОДЫ ГЕНЕРАЛА ДЕНИКИНА
Лукьянов Ф. Е.
«Очерки русской смуты» писались на берегах Балатона
Генерал А.И. Деникин в Венгрии. 1922-1925 гг.
Л.И. Петрушева
« ... СУДЯ ПО ПЕРВЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ, ВНЕШНИМ,ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, МНОГО ОБЩЕГО С ДОВОЕННОЙ РОССИЕЙ»
Начало страшным, необъяснимым с человеческой точки зрения событиям на Бутовском полигоне и в других подобных местах было положено задолго до 1930-х гг. Как известно, террор стал обыденным методом партийной борьбы еще до революции. Но он все-таки был вне закона и не являлся государственной политикой. Открытые массовые расправы с неугодными режиму людьми начались в первые же дни после октябрьского переворота.
********
Церковь зовет к защите Родины.
Религиозная жизнь Ленинграда и Северо-Запада в годы Великой Отечественной войны"
,
Санкт-Петербург, 2005
ДЕВЯТЬСОТ ДНЕЙ В АДУ
Шкаровский М.
Даниил Гранин: Депутатам Бундестага о блокаде Лениграда
Речь писателя Даниила Гранина перед немецким бундестагом, которую он произнёс в День памяти жертв нацизма 27 января
29 января 2014 г.
Память о войне: источник патриотизма или объект манипуляций?
Историческое знание как никакое другое подвержено идеологическому искажению. 75 лет прошло со дня начала Великой Отечественной войны, но до сих пор мы не знаем всей правды о тех страшных годах, да и узнаем ли когда-нибудь? О том, что такое политика памяти, идеология истории, глорификация войны, воспитание патриотизма через историческую память мы беседуем с доктором исторических наук, профессором кафедры всеобщей истории РГПУ им А.И. Герцена Юлией Кантор.
Встреча
'Мама, не прогоняй его! Это же наш Бог Иисус Христос!'...
Источник: Блог Евгения Ройзмана
***********
Лилия Ратнер: искусство - благая весть
София Пучкова
"Мир Ветхого Завета глазами человека из Нового", - так называли графические работы Лилии Ратнер ее зрители.В культурном центре «Покровские ворота» проходит выставка графических работ художницы Лилии Ратнер на темы Ветхого Завета, созданных в 1999-2005-х годах и новая серия - о трагедии ХХ века, о Холокосте.
Не прекращалась молитва
«О стране нашей, властех и воинстве ея…»
Вадим ЯКУНИН
,
доктор исторических наук, профессор,
г. Тольятти
ПСКОВСКАЯ МИССИЯ
ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО РУССКИМ МИССИОНЕРАМ
Благодатные результаты Псковской миссии оказались очень
важны для послевоенного восстановления жизни Русской
Православной Церкви. С благодарностью в сердце мы
вспоминаем самоотверженное служение тружеников Миссии,
к нашей глубокой скорби, для большинства их ревностные
труды во славу Божию завершились трагическими репрессиями,
обрушившимися на них…
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
«Православие в Эстонии»
Воспоминания члена Псковской миссии, благочинного Островского округа (1941-1943 гг.) протоиерея Александра Ионова, опубликованные в 1954 г. в Калифорнии.
************
Церковь и советские военнопленные
Протоиерей Георгий Митрофанов .
Судьба советских военнопленных в годы Второй мировой войны составляет одну из самых трагичных страниц нашего прошлого. Многие десятилетия этот вопрос обходился молчанием или рассматривался с тенденциозных позиций, подчиненных требованиям коммунистической пропаганды. Лишь в последние двадцать лет этот вопрос стал, наконец, предметом объективного и нравственно взвешенного исследования. Одним из "белых пятен" в военной и исторической литературе остается участие Русской Православной Церкви в судьбе военнопленных. В отечественной церковно-исторической литературе эта тема не находила до последнего времени сколько-нибудь заметного отражения в связи с тем, что наибольшую помощь советским военнопленным оказывали представители Русской Православной Церкви Заграницей.
**************
Сталин и иерархи: встреча в Кремле
Священник Александр Мазырин
В ночь с 4 на 5 сентября 1943 года три митрополита Русской Православной Церкви были вызваны в Кремль к Иосифу Сталину. Результатом этой исторической встречи стало избрание нового Патриарха, воссоздание в Советском Союзе духовных школ и амнистия ряда осужденных священнослужителей. Но действительно ли в 1943-м году Сталин изменил свое отношение к Церкви? И что на самом деле заставило его пойти на уступки?
О том, что происходило во время разговора иерархов и Сталина, порталу «Православие и мир» рассказал священник Александр Мазырин, доктор церковной истории, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Как Иосиф Сталин День Победы отменил
Отменил Сталин не только праздник Победы. Он нанес вдобавок прямой удар по ветеранам: упразднил доплату за ордена и медали.
ПОДАЛЬШЕ ОТ ОБЩЕСТВА ПОБЕДИТЕЛЕЙ
Рустем Адагамов
Валаам — лагерь инвалидов Второй мировой войны, расположенный на острове Валаам (в северной части Ладожского озера), куда после Второй мировой войны в 1950—1984 свозили инвалидов войны. Основан по указу Верховного совета Карело-Финской ССР в 1950 году.
https://www.youtube.com/watch?v=YyMmSDI9NUs
«Листы скорби» Геннадия Доброва
«Чем ночь темней –
тем ярче звёзды,
чем глубже скорбь –
тем ближе Бог»
«…Он брал вещи, которых другие даже боялись касаться, вещи, которые не только находились вне сферы искусства, но противолежали искусству; он брал страшное, увечное, почти безобразное, - и делал это бесстрашно, как хирург бесстрашно входит в палату с тяжелоранеными. Своим материалом он избрал человеческое страдание: судьбы инвалидов войны, жертв геноцида, нищету, обездоленность, безумие.
Он заглядывал в глаза немых, юродивых, безымянных, потерявших всё, даже прошлое, в глаза стариков и детей, изувеченных войнами, - и видел в них величие и красоту, истинный масштаб человека, его суть, открывающуюся именно в громадности страдания.»
Эта ёмкая характеристика творчества Геннадия Доброва, данная критиком Т.С.Никитиной является глубокой и точной оценкой редкого дара художника. По эмоциональному воздействию творчество его уникально. Он «разрушает» общепринятые эстетические «нормы» изображения внешней красоты и гармонии окружающего мира, его творчество признано потрясать умы и души великим и трагическим, вечным и главным. Дойти до границы жизни и её перейти, чтобы увидеть искусство, - так можно определить направление творческой мысли художника.
Серия портретов «Автографы войны» была завершена в 70-х годах, цикл «Реквием» создавался в 90-е годы во время посещения бывших фашистских концлагерей Западной Европы (Штуттгоф, Освенцим, Майданек, Гросс-Розен и Ламсдорф в Польше; Терезин и Литомержицы в Чехии; Заксенхаузен и Равенсбрюк в Германии).
«Мастер печален, но мир вокруг него, сам воздух кажутся омытыми светом – силой своей любви, бесконечным состраданием он переплавил самое горькое горе в чистое золото искусства».
Святой антифашист
Ксения Кривошеина
До недавнего времени в России существовало мнение, что Движение Сопротивления во время войны 1941-1945 годов в Европе велось исключительно коммунистическим подпольем. Знания о «другом» Сопротивлении замалчивались, потому что эти группы были сформированы не коммунистами, а христианами.
ВЕЛИКИЙ НАМЕСТНИК
архимандрит Тихон (Шевкунов)
Однажды, когда в очередной раз пришли требовать закрытия монастыря, он без обиняков объявил:
- У меня половина братии – фронтовики. Мы вооружены и будем сражаться до последнего патрона. Посмотрите на монастырь, какая здесь дислокация – танки не пройдут! Вы сможете взять нас только с неба, авиацией! Но едва лишь первый самолет появится над монастырем, как через несколько минут об этом будет рассказано по всему миру по «Голосу Америки». Так что думайте сами!
Не могу сказать, какие арсеналы хранились в монастыре – скорее всего, это была военная хитрость Великого Наместника, его очередная грозная шутка. В те годы братия обители представляла собой особое зрелище – больше половины монахов были орденоносцами и ветеранами Великой Отечественной войны. Другая часть – и тоже не малая – прошла сталинские лагеря. Третьи испытали и то, и другое. «Побеждает тот, кто переходит в наступление» - говорил отец Алипий, и сам в точности следовал этой стратегии.
26 декабря 2013 г.
Федотов А. А.
Доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор Ивановского филиалаИнститута управления А.А. Федотов в данной публикации делает обзор первого периода хрущевских репрессий, который в 1958–1961 годах стал для Русской Православной Церкви очередным испытанием.
Закрытие Почаевской Лавры в 1960-х: гонимые и гонители
Архимандрит Аввакум (Давиденко)
Вниманию читателей предлагаются очерки архимандрита Аввакума (Давиденко), бывшего послушником в Почаевской Лавре в конце 70-х – начале 80-х годов прошлого века. Автор собрал и донес до нас множество воспоминаний очевидцев того, как при Хрущеве пытались закрыть монастырь, и как тому сопротивлялись лаврские насельники и богомольцы.
ПОЧАЕВ. ДЕНЬ, ВЕЧЕР И НОЧЬ. ТАКАЯ ЖИЗНЬ БЫЛА В НАШИХ МОНАСТЫРЯХ ЕЩЁ СОВСЕМ НЕДАВНО...
Архимандрит Аввакум (Давиденко
)
В коридорах приглушённо горит свет. Слух идёт на слух: скоро нагрянет паспортная проверка в лице милиции и КГБ. Это удар молнии в бочку с порохом, а готовятся все как к паводку, как к сущему тебе великому наводнению. Некоторые возбуждены, бегают и громко разговаривают, почти кричат, а некоторые, наоборот, говорят почти шёпотом, один другому на ухо. Это специфика нашего неспокойного племени православных: у нас всё кругом секреты и нигде нет тайны. Посреди этой кутерьмы и нагнетающегося страха, как ни странно, находилось место шуткам: отец Ливерий, свечкарь, кричит: «Подожгите им газету, бумагу какую-нибудь, дабы их отвлечь!» Послушник Игорь Брус с Житомира, весело подмигивая, говорит: «Эту ночь вспомним детство, будем играть в прятки с милицией!»
Благочинный архимандрит Алипий и эконом отец Питирим (ныне митрополит Николаевский) ходят стучат по келиям: «Хлопцы, кто не прописан (а, как правило, никто не был прописан), – прячьтесь кто куда! Ночью или вечером – не знаем когда – нагрянут милиция и КГБ с проверкой паспортов! Сегодня в келиях не ночуйте, благо в Лавре много места, где на время можно укрыться и пересидеть набег. Так что немедля прячьтесь...»
Дочери Света
Архимандрит Аввакум (Давиденко)
Памяти наших церковных бабушек, мироносиц двадцатого века