ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ПЛАН ПРОЕЗДА

О ПРИХОДЕ

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

ЖИЗНЬ В ЦЕРКВИ

ХРИСТИАНСТВО
В ВЕНГРИИ


ПРАВОЛСЛАВНАЯ
МИССИЯ В МИРЕ


НАШЕ ПРОШЛОЕ
И НАСТОЯЩЕЕ


МУЧЕНИКИ
И ИСПОВЕДНИКИ


ХРИСТИАНСКИЕ ПРАВЕДНИКИ

ЦЕРКОВЬ
И ГОСУДАРСТВО


СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

ВОСПОМИНАНИЯ
И ДНЕВНИКИ


ВСЕХ ИХ СОЗДАЛ БОГ

СОВЕТЫ ВРАЧА

БИБЛИОТЕКА

СТРАНИЦА РЕГЕНТА

ФОТОГАЛЕРЕИ

ВИДЕО

ДУХОВЕНСТВО ХРАМА

НАШИ РЕКВИЗИТЫ

КОНТАКТЫ

ССЫЛКИ

 


 


       
  Веб-портал "Ортодоксия" | Венгерская епархия | Офенская духовная миссия

Петр и Павел: как братья от одного Отца

Почему в послании Петра нет никаких секретов и чудес, чему он просит нас покоряться и как апостолы смогли признать власть друг друга – размышляет священник Константин Камышанов.


Вместо тайны – абсолютное подчинение
Кто не слышал о том, как апостол Петр ходил по воде, обрушил летающего колдуна, видел славу Господню на Фаворе и вечерял с Христом? Кто не знает о том, как Иисус умыл ему ноги и как Петр предал Христа, а потом умер за Него на кресте вверх ногами?
Зная такие великие подвиги апостола, можно было бы ожидать от Петра раскрытия его секретов. Берем в руки его Послание и недоумеваем: там нет никакого секрета хождения по водам и как своей тенью исцелять больных. Более того, написано поразительно мало. Человек, который провел с Христом три года, ел и пил с Ним, беседовал, был свидетелем бесчисленных чудес, не посчитал уместным рассказать о каждом дне с Христом, о каждой беседе и каждом чуде. А вместо того мы читаем в послании то, что и так всем понятно: любить Бога, исполнять заповеди, молиться, поститься, и наставления пастырям!!! Это и все? Но ведь это и до Петра все было известно: чти Бога, соблюдай заповеди, имей страх Божий, питай священников и будь милосерд.
Прочтем послание еще раз и выделим места, которые обозначены словом «итак». Под ними краткий итог больших смысловых блоков. В них кредо апостола.
Итак, отложите злобу и станьте домом духа.
Итак, проводите чистую жизнь среди язычников, чтобы и они, видя ваши добрые дела, прославили Господа.
Итак, …а это третье «итак» есть нечто совершенно неудобоваримое для современников. Скажи сегодня такие слова настоятель столичного храма, его тут же ославят на всю вселенную, оскорбят и окатят презрением:
Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, – ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, – как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите.
Это что значит? Надо было чтить Ленина, Узбек-хана, Ельцина и Горбачева?
Это что значит – принять свою долю как долю раба и передать свои гражданские права Церкви и Богу? Можно подумать, сам апостол так уж чтил Нерона, который жестоко терзал Церковь и убил самого Петра.
Или предложение «внутреннего рабства»:
Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо.
Или о болезни:
Вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией.
Это значит – благословить свою болезнь как благо? Почему Богу должны нравиться наши несправедливые страдания?
Далее даже писать страшно. Женская революция в нашей Церкви достигла такой точки, что такие слова могут быть прощены только Богу, а слова апостола позволено пропустить мимо ушей. Простого батюшку за такие слова приход может сжить со свету:
Жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха.
Причем апостол просит покоряться не только умному, красивому и щедрому, а любому! В современное женское сознание это вместиться не может.
Достаточно цитат. Вместо тайны хождения по водам, вместо секрета, как увидеть воскресшего Христа, вместо Фаворского света нам предлагается абсолютное подчинение любой власти, церковным наставникам, да еще и признать мужа господином! Вместо духовных тайн предлагаются какие-то материальные действия в социальной иерархии.
Кто в доме главный зверь: муж или жена?
При чем тут все эти организационные и административные правила и духовная жизнь? Тем более удивительно, что слова эти написал верующий неформал, который легко увидел в Иисусе Бога, который вечно что-то выдумывал и в итоге выдумал вместе с друзьями саму структуру – Церковь. Для таких деяний нужна и смелость, и напор, и вера, и невероятная свобода в Боге. И вот этот творческий человек, абсолютно свободный в Боге, предлагает то, что безбожнику очень напоминает секту: отрекись от всего и повинуйся. Имущество имеем вместе. Деньги в храм, а то постигнет участь Анании и его жены. Помните, как этот Анания продал имение, и они с женой утаили деньги от общины и в тот же день умерли.
Вот это да! Как свести вместе свободу и подчинение, жизнь в духе и административные запреты?
Просто. Люди, живущие вне благодати и вне Бога, понимают власть как систему насилия. В семье безбожника очень важно, кто во главе прайда доминантный хищник. Кто в доме главный зверь: муж или жена? Им не понятна власть любви и власть Бога в семье. В той семье, где нет любви, идет непримиримая звериная борьба за источники существования и власть. Муж жене господин? Да лучше удавиться, чем дать власть этому пьянице и лодырю. Жене власть? Да проще уйти, пока все не разрушила в своем безумном напоре. По сути дела, это даже и не семья, а клубок целующихся змей. Какая им власть Духа? Господи, помилуй!
Для безбожника важно бороться. Борьба для него вообще самоценна. Как ценна для демократов революция. Не потому, что революция приносит благо, а потому, что революция сама – и есть смысл существования. Кредо безбожника замечательно выражено в «Интернационале»: «Никто не даст нам избавленья, ни Бог, ни царь и ни герой, добьемся мы освобожденья своею собственной рукой». У них любой герой – кто борется с любой властью. Борются-борются, и каков итог на примере СССР?
Советская власть с ее ракетами, атомными бомбами, могучей армией, чекистами, расстрелами, террором легла и сдохла у ног новомучеников и Церкви. Без всякой вооруженной борьбы безоружный Христос и его расстрелянные и униженные священники сразили это стальное чудовище сокрушительней самых грозных армий мира. Вот поэтому Рим и убивал христиан. Он – языческий зверь, нутром чувствовал смерть в учении Христа. Бог эту работу – уничтожение антихристова государства – сделал лучше, чем Корнилов и Деникин, Сахаров и Елена Боннэр, и все правозащитники вместе взятые. Дух христианства, которым пропитана наша страна, убил духов злобы. Сделал это Бог и сделает ее лучше, чем кто бы то ни было.
Власть земная бессильна над гражданами неба
Петр говорит о подчинении не в том смысле, как его понимают хищники в пищевой пирамиде. Качество власти определяется качеством субъектов отношений. Власть, о которой говорит апостол, иной природы иных субъектов.
Вчитаемся в слова апостола внимательнее. В его словесной конструкции власть двухслойна. С одной стороны, мы имеем все приметы власти обычной, административной, а с другой – мы видим, как эта конструкция перевивается божественной тайной и озаряется ангельским светом, идущим из глубин непознаваемой Вселенной. Петр описывает качество субъектов, при котором небесная власть становится не похожа на власть земную. А власть земная бессильна над гражданами неба:
Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.
Да будет украшением вашим сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха.
Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.
Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас.
Здесь Петр обращается к божественной тайне и благодати, почивающей на тех, кто верит Богу и слушается Его, и изменяющей их пространство до неузнаваемости.
Из всего этого ясно, что речь идет не о месте в вертикали власти или участии в административном насилии, а о месте человека в духовной иерархии и его участии в замысле Бога о Вселенной. Апостол Петр не унижает жен и слуг, а он просит задуматься над тем, зачем Бог тебя послал в этот мир, в эту страну и в это твое звание? Что Христос ждет от тебя в застенках ЧК, с мужем-алкоголиком или в семье современных праведников? Он ждет осмысления человеком замысла Божия о себе и видения себя перед Богом.
Нет ничего противоречивого в том, что апостол Петр называет нас священством и в то же время рабами. Мы для вселенной, лежащей ниже наших ног, для зверей, Земли и материи – боги по благодати. Мы, в той или иной мере, священники для младшего мира – доверенные работники Бога на Земле. Но для тех, кто выше нас: для ангелов, архангелов, святых и Бога, мы, в самом деле, тщеславные ничтожества, живущие исключительно авансом Божественной любви.
Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна Божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь – я раб – я червь – я бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? – безвестен;
А сам собой я быть не мог.
Державин, родившийся в среде, пропитанной духом Церкви, совершенно органично выразил дуализм апостола Петра в краткой и емкой форме своего стиха. Мысли и дух апостола Петра, вошедшие внутрь сердца потомков, поэт воспринял как свои собственные. А мы, в свою очередь, тоже воспринимаем как свое.
Петров секрет прост
Апостол Петр гениален в своей божественной простоте и диалектике. Осознание священства, дарованного нам всем Богом, не дает человеку унывать и не позволяет терять надежду и веру в нашей слабости и в наших грехопадениях. Осознание своей глубокой испорченности, вошедшей в нас с первородным грехом, не позволяет нам стать похожими на падших ангелов, возомнивших о себе немыслимое и отброшенных за это к животным.
Как премудро сбалансированы наша небесная слава и грех, сила и немощь. Потрясающая диалектика этих противоречий не может быть раскрыта обычным безбожным сознанием, но открывается вполне в системе координат духовного мира, в системе ценностей, установленной Самим Богом. Петров секрет прост – видеть себя правильно перед Богом в небесной иерархии. А видеть себя на небесной лествице можно только умом, очищенным Божественной любовью и благодатью.
Правильное видение себя в колесе истории позволяет нам занять свое место, и тогда, встав на место, как вывихнутый сустав, мы обретем свободу движений и силу. А главное, мы обретаем понимание того, что нужно Богу и как жить вместе с Ним. Мы попросту входим в жизнь с Богом. А в этой жизни важно не перепутать свои цели и Божии, свою власть и власть Бога, свои обязанности и обязанности Господа.
Точно ли мне нужно летать или ходить по воде? А зачем это Богу? Этак, ходя по воде, не удастся и поплавать! Точно ли Богу угодно исцеление тех людей, о которых я молюсь, или им все-таки полезно быть связанными недугом? Точно ли я могу вступить в битву с магами и чародеями или мне лучше благоразумно оставить поле боя для настоящих духовных ратоборцев? Понимание замысла Бога естественно и просто рождает понимание нашего места во вселенской иерархии. Одно жестко связано с другим.
Наше знание – это ничтожная часть
И еще один важный момент о том, насколько мы способны понимать Бога. У многих из нас живут домашние животные. Кот, например, не знает и знать не может, что такое атомный ледокол, современная хирургия или служба спасения 911. Но, когда коту плохо, человек хватает его и везет к доктору. Там животное лечат, а оно вырывается и орет, и не понимает, что, несмотря на уколы, его все любят и желают блага. Так же и в школе. Учитель «мучает» детей, не дает им дурачиться на уроках, щелкать семечки, качаться на люстре и «висеть» в чате. Дети страдают, но учатся, подчиняясь замыслу об их благе.
Хотим мы того или не хотим, уступит жена место власти любви мужа или не уступит, но небесная иерархия есть и будет во веки веков, и никаким бабьим бунтом ее не сломаешь. Это не заговор мужчин и не заговор церковников, и не заговор монархистов, рабовладельцев, олигархов или сектантов. Это слова одного из лучших друзей Бога, знавшего Христа лично. Либо ты веришь Богу и апостолу Петру, либо ты восстаешь на них и признаешь, что апостол был неправ и говорил от себя, а что сказал Бог, ты знаешь лучше. Кто лжет – апостол или ты? Выбирай.
Мир в своей полноте нами непознаваем в принципе. Мы только отчасти знаем что-то о Вселенной, благодаря трудам ученых и богословов. Но наше знание – это ничтожная часть знаний Бога и ангелов. И с нами они иногда поступают так, как мы поступаем с бабочкой, которую хотим поймать между рамами окна и выпустить на волю: ловим ее, мнем и бросаем в бездну улицы. Есть вещи, которые при всем желании Бог никогда не сможет нам объяснить, как, например, тайну Распятия и Воскресения.
Неизъяснимый, непостижный!
Я знаю, что души моей
Воображении бессильны
И тени начертать Твоей;
Но если славословить должно,
То слабым смертным невозможно
Тебя ничем иным почтить,
Как им к Тебе лишь возвышаться,
В безмерной разности теряться
И благодарны слезы лить.
Бог часто просит просто поверить Ему в силу убедительности Его любви и сделать так, как Он просит устами Своих избранников:
Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших.
Вот оно, загадочное и трудное для понимания:
…дабы мы шли по следам Его…
Вот и все, что нужно знать для того, как идти по водам и встретить воскресшего Христа лицом к лицу – идти по стопам Христа.
Они, как архитекторы, строят здание Церкви
Апостол Петр оставил плод своих размышлений в кратком кредо, которое он выносил в своем сердце, в тишине, наступившей после окончания первой бурной части его жизни с ее невероятными приключениями, чудесами и откровениями. После распятия Христа апостол Петр словно отходит в тень вплоть до ареста.
Петр в это время занят очень важным и прикровенным делом. Он вместе с Иаковом и иерусалимскими апостолами в тишине и созерцании созидает Церковь, литургию, чин священства, отношения внутри Церкви. Они, как архитекторы, строят здание Церкви, которое простоит тысячелетия, как крепчайшая башня. Для этого Петру понадобилась и его смелость – попробуй, создай Церковь в духе свободы и творчества. Это и сегодня кажется невероятным делом, когда наши каноны связали художников, архитекторов и музыкантов по рукам и ногам. А тогда все было возможно для тех, кто знает и любит Бога.
Павел придал форму духу Церкви. Нашел форму любви и веры. Он, вместе с Богом, как бы создал душу и романтику Церкви. Вдохнул в нее пламень веры и силу любви. А апостол Петр создал конструкцию Церкви. Неспроста Христос именно ему вручил ключи от Рая. Ключи ведь – знак хозяйственника.
Сегодня мы чтим память двух первоверховных апостолов – Петра и Павла. В их встрече мы находим замечательную иллюстрацию к кредо Петра, изложенному в послании. Эта история – как росток практического применения принципов, заложенных в послании Петра, на практике.
Как братья от одного Отца
Когда в Иерусалиме встретились апостол Павел и апостол Петр, то ожидалось, что Петр, видевший Христа и бывший при Нем неотлучно, выведет на чистую воду какого-то Павла, не ходившего с ними, вещающего от имени Господа. Ожидалось, что Петр устроит ему экзамен. А Павел готовился к встрече, которая могла быть трудной и даже опасной. И, войдя к апостолам, Павел в энергичной форме изложил свое дело. Петр, удивившись напору… внял и молча благословил его!
Это немало – иметь на себе благословение самого ревностного апостола Христа – Петра, который, живя в пространстве общины, созданной Самим Христом, ничего не возразил Павлу. Он почувствовал силу Святого Духа, явленного в новой форме, понял, что она от Бога, и склонил главу в почтении и страхе Божием, признавая новую особенность власти апостола Павла над Церковью.
Петр проявил на деле то, что есть в теории его послания. Он уразумел действие руки Бога над Павлом и нашел в себе силу принять верное решение. Петр смирился пред Богом и апостолом в духе любви к Церкви. Он правильно понял свою власть не как административный ресурс, а как власть исполнителя воли Божией. Он не спутал свою власть с властью Бога и признал Павла.
Петр и Павел узнали друг друга как возлюбленные Бога. Как братья от одного Отца. Как люди, пораженные одной и той же небесной любовью. Так часто бывает и у нас. Иногда находишь в церкви брата по духу такого, что с этим новым братством не может сравниться никакое земное родство.
Так было и со встретившимися апостолами. Павел признал власть любви Петра над новой Церковью. А изумленный Петр признал великую силу и дар Павла быть устами и душой Церкви. Нельзя сказать, чтобы они по-человечески умилились или стали закадычными друзьями. Этого не было.
Но вот мы только рассматривали вопрос о власти и том, как она видится с точки зрения обывателя и Бога. По-разному. Так и с ними. По-мирски они расстались без эйфории. Впрочем, крепкие объятия – не всегда признак настоящей дружбы. Зато духом они оказались связаны по-настоящему, как братья во Христе.
Благодаря этому практическому осуществлению Петровой теории Церковь обрела в апостоле Павле незаменимое сокровище. Их встреча и реакция Петра – прекрасный многослойный пример для нас, иллюстрирующий, как нужно относиться к человеку в Церкви и как нужно уметь знать волю Божию. Пример и для князей Церкви, и для простых мирян.
Если перевести на реалии нашей жизни, то можно себе представить, что к Патриарху привели человека, существующего вне церковной системы, который поставляет епископов и священников, проповедует и творит чудеса. Патриарх думает, молится, смотрит на него острым глазком и… благословляет оставаться равным ему в правах и духовной власти. Сила на силу!
Увидеть в наших близких их тайну призвания
Умение видеть Бога в человеке – великое и прекрасное дело. Мы чтим апостола Петра и его дары как-то так, что сами чураемся этих его способностей и даже избегаем их. Мы часто, в ослеплении гордыни ища своего, отказываем друг другу, священникам и даже святым не только в божественном величии нашего общего призвания, но и в простом человеческом достоинстве. О чем могут свидетельствовать помойки интернет-форумов, в том числе и православных сайтов.
Петр так поступал и жил, потому что его существование проходило в иной, божественной реальности, в которой любовь изменяет видение природы власти, человека и самого себя. Эта новая реальность не только сообщает иное видение, но и наделяет иными способностями. Тень апостола Петра исцеляла больных.
Петр в «конкуренте» увидел не противника, а друга и брата во Христе, занятого с ним одним и тем же делом.
И мы могли бы увидеть в наших близких их миссию и их тайну призвания. Жена могла бы увидеть в муже старшего брата Божия. Муж мог бы оказывать честь жене как сонаследнице Царства Небесного, испытывая к ней почтение, сострадание и нежность, как к немощнейшему сосуду. Начальник мог бы, любя Бога, видеть в своем подчиненном – не своего слугу, а слугу Господа. Как раз в этой иной логике любви и странных иерархических отношениях и есть то, о чем писано в Евангелии – безумие для условных «эллинов», под которыми подразумеваются безбожники.
Хотим мы или не хотим, нравится нам это или не нравится, но суть жизни в Боге такова, как ее изложили и показали апостолы Петр и Павел. И никакой другой правды нет. Так жили все святые. А как живем мы – это каждый решает сам.
Удивительны эти настоящие христианские тонкие отношения, родившиеся в общине апостолов. В них меняется все то, к чему мы так привыкли: власть и любовь, свобода, права и обязанности, вера и надежда.
Бери и делай
В Боге вообще все гармонично и в то же время парадоксально, как эта дружба, как и все, что написано в послании апостола Петра. Ведь устами Петра глаголил Сам Бог, а Бог иррационален!
Сегодня день памяти обоих апостолов. Но показалось важным остановиться на личности апостола Петра, потому что о нем почему-то пишут меньше и не так полно и охотно. Оно и понятно. Его послание очень концентрированно по смыслу и трудно для понимания, но невероятно благодатно.
Просто, ясно и кратко. Бери, делай. Сражай летающих колдунов, проповедуй царям, ходи по водам, но, главнее всего, люби людей и Бога. Это гораздо сложнее. Сейчас в Лондоне живет фокусник Фрейн Стив, с характерным прозвищем Динамо, который ходит на потеху зевакам по воде и стенам, оживляет бумажных бабочек и выжигает руками печати на стекле. Творит сие на страх маловерам, вселяя в них ужас конца света.
Но к чему все бессмысленные фокусы? Зачем тебе летать? Как писали святые отцы: не дивись тому, что можешь творить чудеса, а дивись тому, что имя твое написано в книге у Бога. Отношения с Богом главнее всего. Мы ищем Бога и Бог ищет нас, в то время как мы всегда рядом. Бог устами апостола Петра будит нас к любви между нами, как Он разбудил душу отца больного мальчика.
Ты, Господи, однажды спросил отца больного мальчика:
– Имеешь ли ты хоть сколько-нибудь веры?
И отец ответил:
– Господи, помоги моему неверию.
Вспомним последнюю беседу Петра и Христа, когда Господь спрашивал Петра:
– Любишь ли ты Меня?
И слышал от апостола:
– Да, Господи.
Отметим, что отца мальчика Господь спрашивал о вере, а апостола Петра о любви. Осознав суть их диалога, попробуем и сами побеседовать, то есть помолиться Богу. Скажем и сами:
– Господи, ты знаешь, что мы любим Тебя! Помоги нашей любви! Чтобы мы, любя Тебя, пребывали бы в Твоем Божественном разуме и нам хватало бы сил проповедовать Тебя всей нашей жизнью так, как это описано в послании апостола Петра:
Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих. Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.

 

 

 

 

  © Сайт Ортодоксия .