ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ПЛАН ПРОЕЗДА

О ПРИХОДЕ

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

ЖИЗНЬ В ЦЕРКВИ

ХРИСТИАНСТВО
В ВЕНГРИИ


ПРАВОЛСЛАВНАЯ
МИССИЯ В МИРЕ


НАШЕ ПРОШЛОЕ
И НАСТОЯЩЕЕ


МУЧЕНИКИ
И ИСПОВЕДНИКИ


ХРИСТИАНСКИЕ ПРАВЕДНИКИ

ЦЕРКОВЬ
И ГОСУДАРСТВО


СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

ВОСПОМИНАНИЯ
И ДНЕВНИКИ


ВСЕХ ИХ СОЗДАЛ БОГ

СОВЕТЫ ВРАЧА

БИБЛИОТЕКА

СТРАНИЦА РЕГЕНТА

ФОТОГАЛЕРЕИ

ВИДЕО

ДУХОВЕНСТВО ХРАМА

НАШИ РЕКВИЗИТЫ

КОНТАКТЫ

ССЫЛКИ

 


 


       
  Веб-портал "Ортодоксия" | Венгерская епархия | Офенская духовная миссия

Бог не может прийти в обычную квартиру

Следующая неделя в церкви – время воспоминания римского сотника и брата Господня – Иуды. На литургии читаются Евангелия, в которых упоминается их беседа с Христом.

Не всем выпала такая удача – оказаться лицом к лицу с Господом и попросить о самом заветном. Уникальная возможность представилась двух разным людям – исполнить одно любое желание. И их выбор оказался удивительным. Мы просим о себе. А эти люди попросили странного. Сотник – здоровья слуге. А Иуда – царства Израилю.
Христос резко оборвал беседу со сводным братом и очень жестко перевел разговор с ним от политики к тайнам духа. Зато к римскому центуриону Господь был милостив и исполнил его желание – исцелил его подчиненного.
Могут сказать, что Иисус так сделал сотнику потому, что за него просили иудейские старшины народа. Он-де любит их народ и давал денег на синагогу. Это, конечно, аргумент. Деньги – деньгами, но родство-то дороже. Ведь с Иудой они были братья и жили в одном доме и ели за одним столом. Это гораздо весомей денег и протеже. И вот Христос не удостоил брата даже простого ответа. Причем в достаточно резкой форме. Если так современный священник ответит современному прихожанину, то может и жалоба случиться.
Иуда – не Искариот – говорит Ему: «Господи! Что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?»
Иисус сказал ему в ответ: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим».
Римский офицер увидел в Иисусе Бога
В чем дело?
Во-первых, разница в том, что римский офицер увидел в Иисусе Бога, а брат – мессию. Это отличается как небо от земли. И Богу, конечно, слышней просьба того, кто лучше Его понимает.
Во-вторых, Иуда просил и ждал визита Бога в царство Израиля, а сотник – визита Бога в свой дом. Иуда жаждал политики, а центурион – милости. Один искал свободы и власти избранного народа. Другой – свободы от болезни простого человека. Один говорил от любви, другой от расчета. Кого послушает Бог?
В-третьих, римлянин искренне полгал, что Богу важна личность, а иудей оперировал народом – надличностной ценностью. Что нужно Богу: душа или царство?
Вместо царства Израиля Иисус предлагает Иуде нечто фантастическое для иудея – сотворить обитель личную обитель, вне лона иудейского царства.
Вершина пирамиды
О чем-то похожем просил апостол Петр:
– Петр восклицает: «Господи! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии».
Но Петр тоже не попадает с ответом. Что же это за обитель, которую никто не может угадать?
Логически исключая пересекающиеся характеристики становится ясно – обитель, о которой говорит Христос, не от мира сего. В самом деле, Бог не может прийти в обычный дом, квартиру, семью, страну или даже на планету. Богу тесно в царстве. Царство не может вместить ни Отца, ни Сына, ни Святого Духа. Правильно говорят: что если умрем, то не увидим Бога. Поэтому Христос даже не удосуживается ответить брату. Брат спрашивает то, что не имеет смысла. Он вообще ничего не понимает и беседовать с ним бесполезно.
Этот жесткий ответ Христа не подразумевает того, что дом, семья, народ, страна и наша цивилизация не имеют смысла в очах Бога, и мы должны стать людьми без роду, племени, пола и превратиться в подобие советской «трудящейся массы». Так, часто, при СССР называли наш народ наши руководители.
Речь идет о максимуме. Иуда спрашивает о самом заветном. О вершине пирамиды. И Господь утверждает на ее верху одного Бога, принявшего в Себя преображенного человека. Кто он этот человек?
Преображенный человек – этот тот, кто любит Бога:
Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня.
Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
Итак, результат.
Тот, кто любит Бога, тот соблюдает заповеди Бога. Кто соблюдает заповеди, к тому является и приходит Бог. Приходит не Сам, но с Отцом. И приходит затем, чтобы построить человеку некий дом, в котором человек сможет жить и принимать в нем Бога. И эта обитель есть слагаемая царства Небесного – совокупности таких обителей, в которых живет душа живая и в которые входит Бог.
Сотник правильно понял Христа и попросил прийти в Его временную малую обитель с милостью. И Бог пришел и дал первое чудо – освобождение от болезни слабейшему в доме.
Небесное государство строим не мы, а Бог
Мы не знаем, был ли грешен слуга сотника или, наоборот, был праведен. И нам несколько странно, что Бог исцелил его без исповеди, без вычитывания канонов и причастия. Но вот, что трогательно и угодно в глазах Бога. Сотник попросил исполнить Бога всего одно желание, и оно было связано с чужим человеком – слугой. Удивившись просьбе, Бог, охотно его исполнил. Исполнил потому, что сотник правильно понял и суть учения Христа и механизм действия Бога – милость и жертва, орошаемая любовью и тайной.
Иуда неправильно понял Христа. Господу совершенно не нужно ни царство Израиля, ни Рим, ни Третий Рим, ни Святая Русь – как финал домостроительства и как модель вечного царства небесного. Государства, народ, семья, личность важны лишь только как сосуд духа. Разобьется сосуд и прольется вода. Мы это уже проходили и проходим. Не было государства христиан и полились реки крови учеников Христа. Нет христианского народа – и нет у души тела. Разрушается семья и сатана воссел в сердцах блудников как на престоле.
Тем более странно звучат голоса внутри церкви о том, что церковь должна абстрагироваться от своих исторических эволюционных форм и растечься в бесформенное гетто, внутри государств. Те, кто так говорит, отлично понимают, что это обязательно приведет к крови и величайшим страданиям верующего народа.
Но в запале ненависти к государству, они готовы распорядиться чужим горем, кровью, страхом и болью из тишины своих комфортных келий при наличии приличного сытого пансиона. Вот уж точное повторение косности начального служения Иуды Яковлева. Смысл домостроительства не в наличии государства и не в его отсутствии, а в том, что обитель Божия находится за их пределами и ее строит Сам Бог, а не люди.
Все эти формы духа нужны как кувшин для вина на брачном пиру. Кто будет пить вино с земли? Но смысл свадьбы не в вине, а тайне союза, совершаемого Богом.
Так и в нашей истории. Все эти царства и республики, курии и епархии, народы и партии есть только ступени к вершине пирамиды, вершиной, уходящей в небо. Они не являются целью. Зато они средство, без которого не подняться по лестнице.
Мы спорим, какое оно совершенное государство? Какая она обитель Божия? А спорить нечего. Небесное государство строим не мы, а Бог, и обители нам строит тоже Бог и дарит их с одним условием: соблюдение заповедей и любовь к Богу. Это как квартира в Москве, которую нам могли бы подарить просто за то, что мы любим того, кто желает нам счастья, и стараемся соблюсти условия своего счастья.
Ветер благодати внутри души
А теперь, уяснив суть дела, посмотрим на себя.
Пришел ко мне Господь? Ведь это не сосед и не приятель. Его пришествие не проспишь и не скажешь: не видел и не слышал. Когда приходит Бог, то душа сокрушается и восторгается до зела. Те, кто крестился в зрелом возрасте, отлично знает, что такое этот ураганный ветер благодати внутри души. Так явился Господь лично мне или нет?
Возлюбил ли меня Бог? Любовь Бога не возможно не заметить, как нельзя не заметить солнце? И так ты почувствовал на себе эту мощную и всесильную любовь или нет?
Сотворил Отец и Сын обитель у меня или я впервые об этом слышу? Какая такая обитель? Где?
Если всего этого пока не произошло с нами, то надо себя спросить о том, что я делаю такого, что Бог не является мне, не творит мне обитель, и я не понимаю и не ощущаю на себе Его любовь?
Ответ очевиден. Так происходит оттого, что человек не соблюдает заповеди и пренебрегает словом Божиим. Такому человеку НИКОГДА не явится Господь. Не придет Отец. И Они вместе НИКОГДА не сотворят ему чудесную обитель.
Как это понять и перевести на практику жизни? Господь дает ответ:
Сие сказал Я вам, находясь с вами. Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.
Как научает Святой Дух? Благодатью.
Любой верный поступок перед Богом совершается при тихом милующем сердце и спокойствии ума. Ошибка приносит боль, недоумение и тревогу. Мир в душе не может родиться сам собой. Его исключительно приносит Святой дух. Практика стяжания Святого Духа проста и подробно описана святыми отцами. Человек в таинстве, покаянии и молитве очищает сердце всеми возможными средствами. И когда сердце очищено, то приглашает туда Святого Духа, который руководит сердцем через посылаемую благодать.
«Когда ум и сердце соединены, будут в молитве и помыслы не рассеяны, тогда сердце согревается теплотою духовною, в которой воссияет свет Христов, исполняя мира и радости всего внутреннего человека» (Серафим Саровский)
Или еще проще:
Телесный труд и упражнение в божественных писаниях, учит преп. Исаак Сирин, охраняют чистоту.
Каждому из нас Бог дал какой-то мощный дар
А благодать приобретается тем способом, который удобнее всего человеку, как об этом писал преподобный Серафим. Кому-то удобнее созерцание. Кому-то удобнее честные труды и жертва правды. Кому-то приятнее и проще милосердие. Кому-то легче дается жертва учености или подвиг начальства с Богом. Каждому из нас Бог дал какой-то мощный дар, каким нам проще всего служить Ему. Им и надо пользоваться.
По преданию сводный брат Господень считал себя не достойным назваться братом и стал просить называть себя братом Иаковым. Иаков был старшим сыном Иосифа. А случилось, опять по преданию, это оттого, что когда Иосиф Обручник делил свою землю между братьями, то Иисусу не досталось ничего и братья, кроме Иакова, не захотели разделить свой пай с младшим братом. Но Иаков взял Иисуса себе в удел. А Иуда, стыдясь своего поступка, стал величаться Иаковым братом, а не Господним.
Но велика сила праведного стыда. Он, услышав от Христа слова о Троице, носил их в своем сердце всю жизнь. Они зрели в нем, и, наконец, сложились в Послание Иуды, его мы сегодня читали. В нем апостол раскрыл конспективно грандиозную картину устройства Божиего мира, развернутую во времени и дал описание своего духовного опыта, в котором он описывает переход из состояния ложного братства в состояние братства ангелам и родства Богу.
Это короткое и простое послание, кажется, ничем не примечательным. То ли дело описание конца света у Иоанна. То ли дело послание Павла к коринфянам с описанием любви. Но, потому оно и не броско, что написано про нас и про лжебратию во Христе. Как много среди нас тех, кто миропомазался, просветился, крестился и обратил дары Святого Духа на служение самим себе, и напрасно взял эти дары и бросил в грязь:
Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил, и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.
Апостол Иуда пишет о людях, вкусивших истины Бога, пришедших в церковь, и обративших знание и благодать на угождение себе и своему распутству. Он сравнивает их с грязной морской пеной, со звездой, вечно падающей во вселенском мраке космоса. Все как сегодня у нас в церкви:
Бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки.
Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти. Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа.
Помоги нам
Тема лже-братства и лже-христианства сегодня никуда не делась. Ролевые игры в учеников Христа, лицемерие и зацикленность на тленном очень хорошо характеризует не только тех, о ком писал Иуда, но отлично описывает и нас и наше отчаяние в своем спасении. Но как можно спастись, не хотя спастись? Как можно спастись, если веришь и не имеешь надежду на спасение?
Абсолютное большинство наших православных христиан совершенно справедливо уверены в том, что они не достойны Рая. Но и в ад толком не собираются. Ведь, если куда едешь, так готовишься туда приехать и там жить. Как можно ехать с закрытыми глазами и не думать о том, как там жить, есть ли куда голову приклонить?
Но один важный и тонкий нюанс. Пускай мы никакие ученики Христа. Но среди нас есть те, кто стыдится своего лже-браства Христу, но старается стать лучше. Вот их и утешает апостол Иуда. Старайся, как можешь. Не отчаивайся, потому что большую часть спасения творим не мы, а Бог.
Это справедливо потому, что спасти себя сам человек не может. Но апостол Иуда, спасся. Во-первых потому, что он УСЛЫШАЛ слова Бога о том, что Троица Сама к нам приходит, Сама творит с нами тайные дела спасения и Сама сооружает нам обитель спасения. Апостол Иуда сам спасся и учит нас, что для этого спасения достаточно соблюдать заповеди Господни и любить Бога.
Помолимся и мы Богу так.
Господи, Ты сказал Иуде Иаковлеву слова спасения, и он послушался Тебя. И мы слышали эти слова и даже больше того и как умели приняли слово Твое. Ты не замедлил прийти к своему брату Иуде, видя его веру, и принимая его труды. Приди и к нам. Ведь и мы верим, как можем. И мы трудимся, насколько хватает сил. Как обещал, посети твоих работников и учеников, посети и нас. И вместе с Отцом и Святым Духом сотвори нам обещанную обитель.
Помоги нам уяснить сердцем спасительное действие благодати, рождаемое от дел правды, милосердия и любви. Помоги нам уяснить, что благодать – это признак близости Бога и признак нашей силы в Боге, помогающей нам любить людей и Бога . Даруй нам видеть, что соблюдение слова Твоего не мука, не тяжесть, а наилучшая радость в мире.
Ты Сам подал нам надежду на Твое посещение. Укрепи нашу веру, рождаемую от этой надежды и спаси нас как Сам знаешь, Твоею любовью.
Аминь.


 

 

  © Сайт Ортодоксия .