ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ
СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
ХРИСТИАНСТВО
В ВЕНГРИИ
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ
ХРИСТИАНСКИЕ ПРАВЕДНИКИ
ВСЕХ ИХ СОЗДАЛ БОГ
ЖИЗНЬ В ЦЕРКВИ
НАШЕ ПРОШЛОЕ
И НАСТОЯЩЕЕ
О ПРИХОДЕ
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ
ЦЕРКОВНАЯ БИБЛИОТЕКА
ДУХОВЕНСТВО ХРАМА
СТРАНИЦА РЕГЕНТА
ЦЕРКОВЬ
И ГОСУДАРСТВО
ВОСПОМИНАНИЯ
И ДНЕВНИКИ
НАШИ РЕКВИЗИТЫ
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
СОВЕТЫ ВРАЧА
ПЛАН ПРОЕЗДА
ФОТО
ССЫЛКИ
ГАЛЕРЕИ
КОНТАКТЫ
Св. Елизавета Венгерская
, дочь венгерского короля Эндре II из династии
Арпадов, родилась в 1207 году в Шарошпатаке (совр. Венгрия). В четыре года была помолвлена с Людовиком, сыном и наследником ландграфа Тюрингии и Гессена, воспитывалась при дворе будущего мужа в Марбурге и замке Вартбург близ Эйзенаха.
С ранних лет Елизавета отличалась благочестием и милосердием: любила молитву, раздавала свои вещи беднякам, а повзрослев, начала навещать больных, помогая им почтительно, как Самому Христу.
Приближалось венчание Елизаветы и Людовика. В 1217 году умер ландграф Тюрингии Герман I. Ландграфиня София, недовольная любовью невестки к беднякам, попробовала отговорить сына от женитьбы и внушить ему мысль обвенчаться с девушкой, «умеющей вести себя, как подобает супруге суверена». Но Людовик видел, какое сокровище Бог подарил ему в Елизавете, и отказался. Время показало, что он был прав: их союз, увы, недолгий, оказался счастливым.
В 1221 году 18-летний Людовик торжественно обвенчался с 14-летней Елизаветой. В 1222 году у них родился первенец, названный в честь деда Герман; в 1224 году родилась София, а в 1227-м на свет появилась Гертруда.
С ранних лет Елизавета испытала глубокое влияние францисканцев, в то время только начинавших проповедь в германских землях. Став правительницей Тюрингии, она, под влиянием своего духовного наставника Конрада Марбургского, стала еще более времени и средств отдавать бедным. По-видимому, именно в это время Елизавета вступила в Третий францисканский Орден; считается, что сам св. Франциск незадолго до смерти отправил послание первой германской терциарке. В Эйзенахе благодаря ланграфине Тюрингии была построена большая больница для бедных. В голодные годы она ежедневно подавала милостыню и кормила сотни нуждающихся.
Согласно преданию, однажды зимой Елизавета, спешившая с подаянием к беднякам, повстречала Людовика (по другим сведениям – его брата или дядю). Он сказал, что пропустит ее, если она покажет, что на этот раз вынесла из замка. Елизавета откинула плащ, и к их удивлению, на землю посыпались свежие благоухающие розы. Богобоязненный муж позволил ей продолжать благотворительную деятельность. Еще одна легенда рассказывает, как однажды Елизавета во время отъезда мужа привела в замок прокаженного сироту, позаботилась о нем, как о родном сыне и уложила спать в королевскую кровать. Неожиданно вернулся Людовик, и разъяренная мать, рассказала ему, чем занимается в его отсутствие жена, «приукрасив» повествование немыслимыми домыслами. Людовик вбежал в спальню, откинул покрывало и в изумлении замер: на кровати лежал Распятый Христос.
В 1227 году Людовик Тюрингский вновь покидает семью и принимает участие в шестом Крестовом походе, объявленном императором Фридрихом II. Домой ландграф не вернулся: в южном итальянском городе Отранто он умирает от заразной болезни. Когда новость о смерти Людовика достигла Тюрингию, его родственники восстали против вдовы и изгнали ее вместе с детьми из замка. По легенде, жители Эйзенаха, из страха перед братьями покойного ландграфа отказались приютить Елизавету, на руках у которой было трое маленьких детей – младшей девочке исполнилось всего два месяца, - и изгнанники нашли пристанище в хлеву. Возблагодарив Христа за то, что Он, наконец, позволил ей и ее детям в полной мере подражать Его нищете, Елизавета попросила францисканцев построенного ее стараниями монастыря петь гимн Te Deum и звонить в колокола.
В действительности, молодая вдова получила причитающееся ей после смерти мужа наследство и могла распорядиться им по своему усмотрению: выйти вновь замуж или удалиться, как подобало лицам королевской крови, в монастырь. Елизавета же решает избрать приемлемую для себя форму христианской жизни в миру в духе Третьего Ордена св. Франциска: она отказывается вернуться в Венгрию к родственникам, но и не скрывается за стенами монастыря, а связывает себя обетами безбрачия и бедности, ведет молитвенную жизнь и совершает дела милосердия в Марбурге. В 1228 году основывает больницу для бедных, где трудится вместе с другими терциарками. Дважды в день навещает больных, в остальное время собирает подаяние на нужды госпиталя.
Радикальная бедность вдовы вновь навлекла на нее гнев родственников мужа, на этот раз они забрали у нее детей, чтобы воспитать их при дворе. Здоровье Елизаветы было подорвано, 17 ноября 1231 года она умерла в Марбурге.
После кончины ее духовник Конрад Марбургский открыл, что еще при жизни мужа Елизавета самоотверженно посвящала себя больным и отверженным: «Одних она кормила, другим давала постель и носила на плечах, не щадя себя, но не идя, однако, в этом наперекор мужу».
В 1235 году Папа Григорий IX прославил Елизавету в лике святых.
Во времена Реформации, в 1539 году, ландграф Филипп Гессенский осквернил и захватил мощи св. Елизаветы, однако через 9 лет был вынужден возвратить реликвии на прежнее место. Частицы мощей небесной покровительницы францисканских терциариев почитаются в Вене (Австрия), Брюсселе (Бельгия) и Витербо (Италия). Своей заступницей Елизавету также считают медработники, пекари и члены благотворительных обществ.
Память св. Елизаветы Венгерской – 17 ноября.