День Святой Троицы
Мы ожидали братья и сестры этот великий День, и многие из нас кто наполнял сегодня храм, находятся под воздействием тех великих молитвенных прошений, которые мы обратили к Богу. Мы просим Господа о главном – чтобы Он изменил наши сердца и обратил их к Себе. Да, по крещению мы с вами православные христиане, но в повседневной реальности наша церковная жизнь ничем не отличается от жизни любой организации, учреждения, предприятия со всеми человеческими страстями и искушениями. И, тем не менее, несмотря на наше личное недостоинство и греховность, Церковь остаётся Церковью, ибо зиждется Духом Святым.
Господь созидает Церковь напрямую, без посредников – через схождения огня в Пятидесятницу.
И одновременно за богослужением праздника мы вспоминаем другое событие Священной истории – построение Вавилонской башни. Все жители земли, согласно свидетельству Священного Писания, говорившие на одном и том же языке, захотели сделать себе имя и построить башню, достающую до небес. Но когда они начали ее строить, они перестали понимать друг друга. Строительство башни стало невозможным и человечество оказалось разобщенным и рассеянным по всей земле. С уверенностью можно сказать, что это случается всякий раз, когда люди объединяются не для того, чтобы творить дела Божьи, но делать дела ради собственного имени. Одна из стихир праздника Пятидесятницы так описывает великий духовный переворот Священной истории: «Некогда народы, спутанные ради дерзости строителей, теперь наполнены мудростью славного познания Бога; некогда Господь осудил за грехи нечестивых, ныне Христос просвещает рыбаков Духом; некогда в наказание было попущено разногласие; теперь между ними обновляется согласие для спасения душ наших» (стихира на стиховне, гл. 8, в субботу Пятидесятницы).
Если люди в Духе, они начинают понимать друг друга. Когда же мы увлечены тем, чтобы «сделать себе имя» (Быт. 11,4), то даже говоря на одном языке по форме, мы становимся далёкими друг от друга и начинаем говорить на разных языках. При этом совершенно не важно, какие цели мы ставим перед собой – пусть это даже будет защита вероучения.
Видящие только свою правду и правоту и не желающие прочувствовать правду и правоту другого – обрекают друг друга на то самое разделение, о котором писал апостол Павел: «Я разумею то, что у вас говорят: я Павлов; я Апостолов; я Кифин; а я Христов. Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за Вас? Или во имя Павла вы крестились?» (1 Кор. 1, 12-13).
И совершенно закономерно, что именно с Пятидесятницы открывается для нас более покаянный период нашего бытия по сравнению с предыдущим, послепасхальным. Именно в день Пятидесятницы в первый раз после Пасхи читаются молитвы с преклонением колен.
Что мы должны твёрдо запомнить на всю жизнь братья и сёстры? Если в нас есть что-то хорошее, доброе, то это прежде всего от Бога – дар ниспосылаемый свыше. Да чем иным, как не благодатью Святого Духа можно объяснить то, что светлая Воскресения проповедь с такой быстротой распространилась по всему миру. Несмотря на противодействие иудейских наставников, жестокие гонения римских кесарей, безбожников всех времён, и не в последнюю очередь недостойную жизнь самих христиан – учение нашего Господа неудержимо привлекало и будет привлекать сердца людей.
С просветлённым умом и чистым сердцем воспримем благодать Божию, чтобы с радостью, выходя из храма, мы могли бы воскликнуть со всей Церковью: «Видехом Свет истинный, прияхом Духа Небесного, обретохом веру истинную, нераздельной Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть».
Прот. Иоанн Кадар