Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная.
Благовещение Пресвятой Богородицы.
Сегодня мы слышали в Евангельском чтении благовестие о том Кресте, который каждый из нас должен нести в своей жизни. И это не случайно. Те тяготы, которые мы вольно или невольно с радостью или с печалью возложили на себя во время Великого поста, наверное, дали нам почувствовать, что такое крест нашей повседневной жизни.
Однако сегодняшнее воскресенье стало для нас с вами не только днем поклонения животворящему Кресту Господню, но и днем размышления над тем, а что же означает для нас, христиан, этот Крест. В силу своей человеческой немощи мы меньше всего думаем о том, чтобы отвергнуться себя. Наши мысли исключительно заполнены тем, чтобы Крест как некий магический знак, гарантировал нам благополучие, здоровье, благоденствие, которых в повседневной жизни нам действительно не хватает. Нет для нас ничего более важного, чем наша собственная жизнь. Наше личное мировосприятие входит в полное противоречие со словами Господа: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8, 36-36).
Да страдание – это самое жестокое и нелепое, что бывает в нашей жизни и человеческой истории. Но страдание, по учению Христа, по учению Святой Церкви, ведет к преображению человека, к преображению мира. Это преображение неразрывно связано с центральной ролью Креста в нашей жизни. Крест – не только внешнее орудие нашего спасения, однажды водруженное на Голгофе, на котором умер Единородный Сын Божий. Крест водружен в нас. Мы умираем вместе с Господом, причем Его крест есть стержень нашей новой жизни, которую мы пытаемся прожить отвергаясь себя.
Братья и сестры, Церковь чадами которой мы все являемся, с самого начала своей истории участвовала и участвует в крестных страданиях Христа. Является ли это наказанием Божиим за грехи наши? Или для нас это знамение Божие? Это – и то и другое. Это и наказание Божие за наши исторические грехи, это и крестное испытание посланное нам Господом. Но вместе с тем – знамение силы православной истины. Апостол Павел, во Втором послании к Коринфянам говорит, что ему за премногие откровения, которым он сподобился от Господа «дано было жало в плоть, чтобы он не превозносился».
На самом деле, единственная наша радость – это не только наши обычаи, не наши обряды, не наш уклад жизни, но единственная наша похвала и гордость – это Крест Христов, Его Воскресение и победа над смертью. И несмотря на нашу человеческую немощь, мы мир должны воспринимать через Крест, и таким путем идти к победе.
Мы вспоминаем сегодня Христа принимающего крестные муки, и вместе с тем не стыдимся Его просить о том, чтобы Он наделил нас как можно большим количеством земных благ и суетных радостей. И все-таки, да будет для нас Крест Спасителя тем знамением под сенью которого совершается и наше спасение.
Христиане призваны к тому, чтобы принять благую весть о спасении в свое сердце и нести ее миру, и это великий подвиг. Мы все с вами знаем, какую огромную меру страданий пришлось испытать Богородице в земной жизни. Никто не страдал так как Пресвятая Богородица. Но в сегодняшнем Евангельском чтении содержится очень важное указание для всех нас – благую весть очень трудно принять в себя, еще труднее возвещать ее миру. Трудно оставаться верным благой вести, верным Богу. Слова Пречистой, в которых она возвестила готовность быть с Богом и служить Ему сделали возможным Боговоплощение, и наше с вами спасение. Будем помнить об этом в наступающие самые трудные дни Страстной седмицы. Вспомним, как трудно было Пресвятой Богородице, принявшей благую весть о рождении Христа и пережившей Его крестные страдания. Аминь.
Прот. Иоанн Кадар