Неделя 34-я по Пятидесятнице.
Рассказ о богатом юноше.
Этот Евангельский рассказ очень часто понимается односторонне. Многим, кто слышал сегодняшнее Евангельское повествование кажется, что учеником Иисуса может стать только тот, кто откажется от своей собственности. Конечно, Евангелие говорит совсем не об этом.
Юноша называет Иисуса благим. Иисус не любит титулов, лести и говорит о том, что благ только Господь. Только Бог может указать – что является подлинным благом и как наследовать жизнь вечную. Кто исполнит волю Божию- тот на верном пути к жизни вечной. И кажется, на этом разговор мог бы и закончиться – ведь юноша на верном пути, он исполнил заповеди. Но, оказывается юноша не удовлетворён, ему чего-то остро не хватает. Казалось бы, исполнив заповеди, должен стяжать состояние внутреннего мир; исполнение заповедей не заполнило целиком его жизнь. Так бывает и с нами; многие годы приходим в храм, возносим молитвы, стараемся подчинить ритм нашей жизни ритму церковному, а мира нет в нашем сердце.
Господь предлагает юноше следовать за Ним, и это следование за Иисусом восполнит всё чего так ему не хватает. Бог призывает и нас следовать за Ним, чтобы наша жизнь стала иной, и мы ощутили всю полноту присутствия Его в мире и нашей жизни.
Не всё в нашей жизни исчерпывается только исполнением заповедей.
Да, богатство мешало юноше следовать за Иисусом, ибо призыв оставить всё и следовать за Господом обнаружил у него отсутствие решительности и желание достичь совершенства. Опечаленный юноша отошёл от Иисуса, а ученики Христовы ужаснулись! Ведь Иисус переворачивал установившиеся нормы морали. Согласно иудейским представлениям, прежде всего богатый должен спастись. Ведь в том мире, очень часто, богатство воспринималось как Божие благословение. И Господь опровергает это представление иудеев: спасение полностью зависит от Бога, Для Него – всё возможно! Богатство же может быть помехой для вхождение в Царство Божие: «…удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши…». Но почему так? Причина проста – у Царства Божия свои законы, а у царства земного – свои.
Евангелие даёт нам примеры тех, кто откликнулся на Божий призыв: святые апостолы оставили всё, грешный мытарь Левий немедленно последовал за Господом, без сожаления бросив свое имущество.
Богатый юноша никак не мог расстаться со своим богатством, ибо он находится в кругу представлений того времени. Ведь он рассматривал своё богатство как награду за праведную жизнь.
Конечно, братья и сёстры, - дело не в богатстве только. Ведь человек может быть богат не только деньгами. Да, невозможно войти в Царствие человеку, который не нуждается в Боге, а полагает «свою опору» в богатстве или человеческих дарованиях.
И в конце евангельского повествования Господь всем нам даёт исчерпывающий ответ: спасение – Божий дар, если бы спасение зависело только от усилий человека, то никто бы не смог спастись.
Надо сказать, что смысл проповеди Христа не в социально-экономической критике богатства. Такая критика стара как мир и тривиальна.
Братья и сёстры, будем внимательны к сегодняшнему Евангелию. Ведь жёсткие слова Спасителя в адрес богатых – это осуждение каждого из нас. Огромные усилия мы прилагаем к тому, чтобы обезопасить себя деньгами, профессией, связями. Всякий из нас должен постичь, что приносит ему богатство, и что приносит Господь! Ни жизнь, ни богатство не находятся в конечном распоряжении у человека.
Мне хотелось бы закончить сегодняшнее поучение словами апостола Павла, которые читались за Божественной литургией: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью, научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнопениями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу». (Кол. 3, 16).
Прот. Иоанн Кадар