ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ПЛАН ПРОЕЗДА

О ПРИХОДЕ

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

ЖИЗНЬ В ЦЕРКВИ

ХРИСТИАНСТВО
В ВЕНГРИИ


ПРАВОЛСЛАВНАЯ
МИССИЯ В МИРЕ


НАШЕ ПРОШЛОЕ
И НАСТОЯЩЕЕ


МУЧЕНИКИ
И ИСПОВЕДНИКИ


ХРИСТИАНСКИЕ ПРАВЕДНИКИ

ЦЕРКОВЬ
И ГОСУДАРСТВО


СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

ВОСПОМИНАНИЯ
И ДНЕВНИКИ


ВСЕХ ИХ СОЗДАЛ БОГ

СОВЕТЫ ВРАЧА

БИБЛИОТЕКА

СТРАНИЦА РЕГЕНТА

ФОТОГАЛЕРЕИ

ДУХОВЕНСТВО ХРАМА

НАШИ РЕКВИЗИТЫ

КОНТАКТЫ

ССЫЛКИ

 


 


  Веб-портал "Ортодоксия" | Венгерская епархия | Офенская духовная миссия

 

Священномученик Василий (Богоявленский), архиепископ Черниговский и Нежинский

 Черниговская епархия имеет тысячелетнюю историю. «Повесть временных лет» сказывает: летом 992 года к великому киевскому князю Владимиру прибыл из Константинополя митрополит Леонт, и тем же летом поставил Чернигову епископа Неофита. Новообразованная епархия получила наименование Черниговской и Рязанской, стала самой обширной в пределах Руси. Влияние её распространялось на многие земли, которые теперь входят в состав Беларуси и России. Достаточно сказать, что территория черниговского княжества расстилалась на северо-восток до города Муром. По степени влияния среди русского духовенства черниговский епископ слыл третьим. 

Грозные события прошумевших веков не раз ставили епархию (впрочем, как и весь русский народ) в тяжелейшее положение. Не раз она приходила в упадок, но неизменно возрождалась. Было время, ею управляли епископы Брянские и Смоленские. Особенно пострадала во времена польского владычества, когда в черниговских храмах хозяйничали монахи-иезуиты и доминиканцы. Новый этап в становлении и развитии Черниговской епархии начался при Б.Хмельницком. Поляки были изгнаны с Сиверщины, а черниговцы в Спасо-Преображенском соборе торжественно присягнули на верность России (январь 1654). 

В 1992 году в Чернигове торжественно отмечали 1300-летие города и 1000-летие Черниговской епархии. Много сменилось за столь почтенный возраст в епархии владык! Всего же достоверно известно о 86 черниговских епископах. И жизнь многих из них являлась истинным примером служения Богу. Многие уже при жизни прослыли великими угодниками Божьими, а после смерти были причислены к лику святых. В знак глубокого уважения к святым Черниговской земли на подворье черниговского Елецкого женского монастыря установлен памятный знак. Выбито на нём 22 имени, есть даже женское. Это преподобная Ефросиния, княжна Суздальская (+1250). Дочь князя Михаила Черниговского, трагически погибшего в Золотой Орде (+1246), но не предавшего на попрание язычникам православные идеалы. Прославлен Церковью в лике мученика, имя его тоже выбито на памятном знаке.

А восемнадцатым в этом списке священномученик Василий (Богоявленский), архиепископ Черниговский, убитый красноармейцами в 1918 году

Василий Дмитриевич Богоявленский родился в селе Старое Сеславино, Тамбовской губернии. Отец был священником, поэтому неудивительно, что отрок пошёл его стезёй. Когда подрос, поступил в Тамбовскую духовную семинарию. (Примечательно, что в этой же семинарии в своё время учился Филарет Гумилевский, в будущем архиепископ Черниговский.). После её окончания был рукоположен в сан иерея и остался в родной Тамбовской губернии. Здесь нашёл свою судьбу и женился на красавице Елизавете. Сохранилось предание, что великий Репин, поражённый красотой Елизаветы, писал её портрет. А через шесть лет переехал с семьёй в Казань, поступил в Казанскую духовную академию (1896). После её окончания служил иереем Казанского кафедрального собора, в церкви Троице-Феодоровского женского монастыря. 

Молодой священник оставил значительный след в церковной и общественной жизни Казани. Активно участвовал в работе Казанской духовной академии, являлся членом Церковного историко-археологического общества. Часто посещал военных, нёсших службу при Казанском вещевом интендантском складе, в беседах старался привить нижним чинам любовь к Богу. Но не оставлял занятия богословием и защитил диссертацию на весьма специфическую тему: «Вторая книга Маккавейская. Опыт исагогического исследования». За неё удостоился степени магистра богословия (1907).

Однако безвременно умирает жена, отец Василий принимает постриг в Александро-Невской лавре (1908). Имя остаётся прежнее. А уже осенью его возводят в сан архимандрита и назначают ректором Черниговской духовной семинарии.

Ещё в 1700 году в центре Чернигове на Валу был открыт Коллегиум. И хотя заведение находилось на попечении черниговской епархии, являлось первым светским заведением высшего типа на Левобережной Украине. А в 1786 году Коллегиум реорганизовывают, преобразуют в семинарию и переводят на окраину города, за реку Стрижень. В комплекс одно-трёхэтажных зданий, некогда принадлежавших черниговскому полковнику, наказному гетману Левобережной Украины П.Полуботку (1660-1723). С историей семинарии связаны имена известных в России людей. Её окончил выдающийся русский хирург, анатом, профессор анатомии Петербургской медико-хирургической академии И.Буяльский (1789-1866). Именно он находился у постели смертельно раненного А.Пушкина. Здесь учился революционер-народник, изобретатель реактивного двигателя М.Кибальчич (1853-1881).

Ко времени назначения ректором семинарии архимандрита Василия, в русском обществе уже бродил дух упадничества и уныния, связанный с первой русской революцией 1905 года. Кризис морали, который можно охарактеризовать словом — декаденство, потряс православные устои государства. Упадническая мораль проникла в среду клира. В образовательном отношении уровень Черниговской духовной семинарии продолжал оставаться высоким. Но степень духовно-нравственного развития семинаристов оставляла желать лучшего. Как вспоминал бывший семинарист: «Ректор читал богословие живо и увлекательно, но мы все, да и он сам, наверное, понимали, что оно уже отошло и потеряло свое значение». Семинаристы открыто курили, никто за это их не преследовал. А ведь для человека, посвятившего свою жизнь служению Богу, курение — большой грех! По статистическим данным из числа семинаристов, окончивших духовное заведение в 1900-1905гг., лишь 46% выбрало своим поприщем церковное бытие. Неудивительно, что население российской империи иронически и даже враждебно относилось к таким церковникам, по злой иронии судьбы надевшим церковное облачение, презрительно называя их попами.

С первых дней пребывания в Чернигове Василий был активен не менее чем в бытность свою в Казани. Руководил работой братства св. князя Михаила Черниговского. Основной задачей братства являлось духовное просвещение населения. Большое внимание уделялось миссионерству — борьбе с раскольниками и сектантами, а также благотворительности. Ожидая приезд в Чернигов Николая II (осень 1911), затеял издание книги «Картины церковной жизни Черниговской епархии из IX вековой её истории». Книга эта сегодня сохраняется в Черниговской областной библиотеке им. Короленко и доступна каждому. При нём в епархии стал выходить богословский журнал «Вера и жизнь», а братство св. кн. Михаила Черниговского выпускало газету «Черниговский церковно-общественный вестник». Благодаря его стараниям, при Троицком монастыре была устроена духовная музыкально-певчая школа. 

По инициативе Василия был построен Николаевский епархиальный дом (псевдо-российский стиль). В общий объём здания вошла часовня, посвящённая Александру Невскому, построенная ещё в 1870 году. А также большой зал для собраний и конференций. Здание это сохранилось до нашего времени. Однако значительно пострадало во время Великой Отечественной войны. Восстановленное и перестроенное (надстроили третий этаж), сегодня является украшением центральной части города. В настоящее время в нём находится Черниговская областная филармония.

Стараниями Василия были построены два новых обширных дома для паломников, прибывавших на поклонение мощам святителя Феодосия. Организован туберкулёзный санаторий для воспитанников духовной семинарии. О нём отзывались как о прекрасном администраторе и умелом хозяйственнике. 

Непродолжительное время Василий был епископом Сумским, потом служил в Харьковской епархии. Однако опять вернулся на Черниговщину, становится епископом Новгород-Северским. В мае 1911 году умирает черниговский епископ Антоний Соколов, Василия назначают на его место. Осенью этого же года возводят в сан архиепископа. За первые два года пребывания на черниговской кафедре, владыка с проповедями и богослужениями объездил всю епархию. 

Прямой и высокий путь служения Богу был открыт перед черниговским архиепископом Василием! Его знал и ценил Николай II, посетивший в 1911 году Чернигов, чтобы поклониться мощам святителя  Феодосия. (В 1918 году Василий активно выступал за освобождение арестованного большевиками царя и членов его семьи.). Был членом Святейшего Синода, исполнял обязанности председателя издательского совета при Синоде. 

Но в Европе «правит бал» Первая мировая война. Царская Россия терпит ряд жестоких поражений от немцев. Наступивший экономический коллапс империи, неурядицы и разброд в высшем эшелоне власти удачно используют большевики. В стране зреют революционные, настоянные на проповеди атеизма, настроения. В феврале 1917 года произошла буржуазно-демократическая революция. Временное правительство отнеслось с недоверием к монархически настроенным священникам. После Октябрьской революции это недоверие было реализовано в самой жестокой, отвратительной форме. 

Архиепископа Василия по распоряжению Черниговского губернского исполкома арестовывают дважды. В марте 1917 года его отправляют в Петербург. Ему инкриминируют деятельность в Чернигове на посту председателя издательского комитета Синода, обвиняют в превышении должностных полномочий и стремлении к наживе. Но освобождают за недоказанностью улик. Одновременно Временное правительство издаёт указ об освобождении Василия от обязанностей архиепископа Черниговского и Нежинского, присутствия в Синоде. Его назначают настоятелем находящейся в Тверской губернии Теребинской пустыни, потом переводят настоятелем в Заиконоспасский московский монастырь, основанный ещё Борисом Годуновым. 

В это грозовое для русской жизни время, когда Церковь стали вытравливать из сознания русского народа калёным железом и пулей, Василий принимает участие в работе Всероссийского Поместного церковного Собора, (Москва, 1917-1918) Безусловной заслугой Собора явилось восстановление Патриаршества, упразднённого Петром I. 

В августе 1918 года в Перми был убит архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский), участник Всероссийского Поместного церковного Собора, на котором был избран заместителем председателя Священного Синода. Чекисты вывезли архиепископа за пределы города и заставили рыть могилу. Когда он вырыл, попросил разрешения помолиться. Потом поклонился на все четыре стороны и со словами: «Я готов», лёг в могилу…

Узнав о таком святотатстве большевиков, патриарх Московский и всея России Тихон послал в Пермь комиссию для расследования обстоятельств убийства. Главой комиссии был назначен епископ РПЦ Василий (Богоявленский). Вместе с ним в расследовании принимали участие ректор Пермской духовной семинарии архимандрит Матфей (Померанцев) и Алексей Зверев, мирянин Московской епархии.

Комиссия уже возвращалась в Москву, когда между Пермью и Вяткой поезд остановили красноармейцы (август 1918). Ворвавшись в вагон, красноармейцы жестоко расправились с Василием и членами комиссии. Чтобы скрыть своё злодеяние, тела выбросили в реку Каму. Но крестьяне близлежащего села нашли их и предали земле. К месту захоронения стал стекаться народ из окрестных сёл, прославляя невинно убиенных. Но и в могиле мученикам не настало покоя! Большевики, узнав, что тут собираются в молитвенном стоянии верующие, опять решились на святотатство: тела вырыли и сожгли.

В 2000 году в Москве проходил юбилейный архиерейский Собор Русской Православной Церкви. На нём были канонизированы для общего церковного почитания 1154 новомучеников и исповедников Российских. Среди них архиепископ Черниговский и Нежинский Василий (Богоявленский), а также расстрелянные вместе с ним архимандрит Матфей и мирянин Алексей Зверев. На этом Соборе был причислен к лику новомучеников Российских также архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский).

День памяти священомученика Василия (Богоявленского) 27 августа (новый стиль). Поминают его также в День Собора новомучеников и исповедников

 

 © Сайт Ортодоксия.