ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ПЛАН ПРОЕЗДА

О ПРИХОДЕ

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

ЖИЗНЬ В ЦЕРКВИ

ХРИСТИАНСТВО
В ВЕНГРИИ


ПРАВОЛСЛАВНАЯ
МИССИЯ В МИРЕ


НАШЕ ПРОШЛОЕ
И НАСТОЯЩЕЕ


МУЧЕНИКИ
И ИСПОВЕДНИКИ


ХРИСТИАНСКИЕ ПРАВЕДНИКИ

ЦЕРКОВЬ
И ГОСУДАРСТВО


СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

ВОСПОМИНАНИЯ
И ДНЕВНИКИ


ВСЕХ ИХ СОЗДАЛ БОГ

СОВЕТЫ ВРАЧА

БИБЛИОТЕКА

СТРАНИЦА РЕГЕНТА

ФОТОГАЛЕРЕИ

ДУХОВЕНСТВО ХРАМА

НАШИ РЕКВИЗИТЫ

КОНТАКТЫ

ССЫЛКИ

 


 


  Веб-портал "Ортодоксия" | Венгерская епархия | Офенская духовная миссия

ИСТОРИЯ РУССКИХ ОБЩИН В ВЕНГРИИ

М.В. Шкаровский


Первая русская церковь на венгерской земле - Успения Пресвятой Богородицы при Придворной комиссии по покупке вин - была основана в г. Токае. Токайские сухие вина уже в XVII веке пользовались в России большой популярностью. В царствование императрицы Елизаветы Петровны в город в 1745 г. была послана особая постоянная комиссия из 35 человек, которая занялась закупкой местных вин и доставкой их в Петербург, к императорскому двору. В доме комиссии в 1745 г. была устроена походная Успенская церковь, настоятелем которой назначили священника Корнилия Романова. Его преемником в 1753- гг. служил иеромонах Иезекииль (Дьяковский). Затем некоторое время священника в Токае не было, и только в 1775 г. его место занял иеромонах Иустин
(Фиалковский), умерший через четыре года. Причетником в это время был известный украинский философ Г.С. Сковорода. Последним настоятелем церкви в Токае служил иеромонах Аарон (Пекалицкий), отозванный осенью 1786 г., когда церковь была закрыта в связи с прекращением
работы комиссии'.
Еще одним русским храмом на территории Венгрии была церковь св. мученицы Александры, построенная по проекту венгерского архитектора Станислава Хеппе в 1801-1803 г. в г. Ирёме (Ироме) в близи Будапешта над гробницей великой княгини Александры Павловны (1783-1801), старшей дочери императора Павла 1, бывшей замужем за венгерским палатином и эрцгерцогом Австрийским Иосифом-Антоном Габсбургом и сохранившей православную веру. Небольшая (вмещавшая 30 человек) каменная церковь с приделом св. прав. Иосифа была заложена 19 июня 1801 г. протоиереем Самборским и им же освящена 31 августа 1803 г.  В октябре 1816 г. храм посетил император Александр I, 11 сентября 1852 г. в Ирёме побывал цесаревич Александр Николаевич; в 1866 г. - великий князь Константин Николаевич, а 8 лет спустя - его супруга великая княгиня Александра Иосифовна. В 1850-1870 гг. настоятелем церкви служил прот. Василий Миронович Войтковский, который много писал о судьбах Православия в Австро-Венгрии, а затем почти 40 лет (в 1877- 1913 гг.) - прот. Феофил Николаевич Кардасевич, тоже посылавший свои статьи в духовную печать. В 1885-1898 гг. он также окормлял общину в г. Мерано. Хотя в храме св. Александры служил русский причт, состоявший из священника и 3-4 певчих, богомольцами до начала хх века являлись в
основном жившие в округе сербы.

Богослужения в храме временно прекратились после начала  I Мировой войны, когда причт выехал в Россию. Возобновились они в начале 1920-х гг., в это время в церкви св. мц. Александры служил находившийся в юрисдикции Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) иеромонах Савва (Советов) - будущий архиепископ Гродненский Польской Православной Церкви. У южной стороны церковного участка находится небольшое кладбище, где погребены члены причта, последним - в феврале 1926 г. протоиерей Стефан Иаковлевич Колумбов (1842-1926). Он начал служить в Ирёме еще в 1864 г. псаломщиком (с 1891 г. диаконом, с 1910 - священником), в 1922-1926 гг. являлся ее настоятелем и был похоронен рядом со своим отцом, состоявшим при церкви диаконом .
Послереволюционная волна русской эмиграции мало затронула Венгрию, правительство этой страны согласилось принять лишь несколько сот человек, но все же в мае 1923 г. большая группа белых солдат и офицеров из галлиполийских лагерей (Турция) прибыла в Венгрию. В 1926 г. в стране, по некоторым данным, проживало 5294, а в 1929 г. - 4764 русских беженца'.  Поселившиеся в Будапеште русские эмигранты в 1922 г. устроили домовую церковь Пресв. Троицы (позднее преп. Сергия Радонежского) и основали приход, который подчинялся митрополиту Евлогию (Георгиевскому) и после перехода этого Владыки в 1931 г. в юрисдикцию Вселенского Патриарха оказался в составе Западно-Европейского экзархата Константинопольского Патриархата. Располагалась русская церковь в Будапеште по адресу: ул. Сив, 4 (б-й район).
Вследствие разрыва с митрополитом Евлогием  Архиерейский Синод Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) решил создать свою общину в Венгрии, и с этой целью в 1928 г. был рукоположен в сан священника бывший советник полиции Иоанн (Янош) Руско. В его ведение были переданы русские эмигранты в Венгрии, признававшие юрисдикцию РПЦЗ, однако в 1931 г. отец Иоанн был отстранен от служения Архиерейским Синодом. В 1933 г. священника принял в Париже митрополит Евлогий и вновь направил в Венгрию. При активном участии отца Иоанна была построена чисто венгерская православная часовня св. Иоанна Златоуста в Будапеште, а также воздвигнуто несколько храмов в других городах. Правда, вскоре он был запрещен в служении уже митрополитом Евлогием".
Настоятель Свято-Троицкого прихода с 1 января 1928 г. бывший русский военный священник протоиерей Михаил Попов после его увольнения 29 октября 1931 г. митрополитом Евлогием 7 ноября того же года перешел в юрисдикцию Русской Православной Церкви за границей. Однако большая часть прихожан не последовала за своим пастырем, оставшись в подчинении митрополиту Евлогию. Отец Михаил создал новый приход под юрисдикцией РПЦЗ, но в апреле 1932 г. был выслан из Венгрии, а после возвращения, через несколько недель, 2 мая подвергся аресту венгерскими властями и заключен в тюрьму на два года (затем интернирован в лагерь Хайдунанаш). Все имущество Свято-Троицкой церкви было возвращено евлогианской общине. 30 мая 1932 г. решением Архиерейского Синода о. Михаил был уволен с должности настоятеля прихода и исключен из состава клира РПЦЗ. После освобождения протоиерей М. Попов окончил университет в г. Дебрецене и, получив докторскую степень, остался преподавать в нем (в годы Второй мировой войны он возглавлял Мадьярско-Русинскую Православную Церковь в сане протопресвитера и в конце 1944 г. был арестован немцами).
Община РПЦЗ в Будапеште была заново организована епископом Венским Серафимом (Ляде), правда, своего храма она не имела и арендовала для богослужений различные помещения. Настоятелем этой общины был назначен сразу после своего рукоположения 28 декабря 1933 г. в сан иерея о. Афанасий Михайлович Донецков (1887-1979). Он возглавлял общину РПЦЗ до конца 1944 г. Настоятелем же Свято-Троицкой церкви с 15 февраля 1938 г. до начала 1945 г. служил рукоположенный митрополитом Евлогием в сан иеромонаха 6 декабря 1937 г. о. Сергий (в миру Мстислав Владимирович Мусин-Пушкин, 1899-1960). Он происходил из известного графского рода, воевал в кавалергардском дивизионе в составе Белой армии в годы гражданской войны и уже в эмиграции закончил Свято- Сергиевский богословский институт в Париже. С 1938 г. о. Сергий был председателем Комитета русских организаций в Венгрии':
В конце 1930-х гг. церковная ситуация в Венгрии в связи с расширением ее территории существенно изменилась. Сначала по Венскому арбитражу от 2 ноября 1938 г. в состав страны были включены южные районы Словакии и Закарпатской Украины (Подкарпатской Руси). Затем весной 1939 г. Будапешт подчинил себе всю Подкарпатскую Русь. 30 августа 1940 г. по второму Венскому арбитражу Венгрии была возвращена Северная Трансильвания. Наконец, весной 1941 г. в ходе югославской кампании вермахта, в которой приняла участие и венгерская армия, к венгерскому государству отошла и северо- восточная часть Югославии (так называемая Воеводина), где имелось несколько русских церковных общин.
История чисто русских эмигрантских приходов, оказавшихся в годы II Мировой войны на территории Венгрии, имела свои особенности. Все они (кроме одного) находились в юрисдикции РПЦЗ, причем их деятельность отличалась значительной активностью. В занятой Венгрией части Югославии в начале 1920-х гг. поселилось 7-8 тысяч русских эмигрантов.
Большие колонии появились в городах: Нови Саде (по некоторым данным, около полутора тысяч человек), Суботице, Сомборе и других, кроме того, было создано более 30 «казачьих станиц» - компактных селений по 10-50 казаков с семьями. Эти казаки занимались ремеслами и сельским хозяйством, но при этом оставались в подчинении своих атаманов; женились они в основном на представительницах национальных меньшинств - венгерках, словачках, русинках; детей крестили в православных храмах'.
Еще в начале 1920-х гг. в Нови Саде были созданы Русско-сербское благотворительное общество помощи беженцам под почетным председательством епископа Бачского Иринея (Чирича), несколько эмигрантских культурно-просветительных, общественных и политических организаций. В городе существовало немало сербских храмов и первоначально беженцы посещали церковь свт. Николая, но в феврале 1922 г. епископ Ириней предоставил русской общине домовую церковь свт. Василия Великого на втором этаже своего Архиерейского дворца в центре города. Вскоре было создано Общество попечения о духовных нуждах русских беженцев в Новом Саду, председателем которого стал первый настоятель русского прихода протоиерей Феодор Синькевич . С 1934 г . настоятелем прихода служил священник Сергий Самсониевский ".
В 1935 г . при покровительстве Сербского Патриарха Варнавы и Первоиерарха РПЦЗ митрополита Анастасия (Грибановского)  был основан Русско -сербский комитет для постройки русского храма в Нови Саде (в память убитого в 1934 г . югославского короля Александра 1  ( Карагеоргиевича)  К весне 1941 г . на пожертвования удалось приобрести земельный участок , разработать проект храма (во владимирско -суздальском стиле) и собрать средства на строительство , однако война помешала осуществлению этого плана ".
После присоединения большей части Воеводины к Венгрии три местные русских общины оказались в неопределенном положении . Их связь с Епархиальным Управлением в Белграде и председателем Архиерейского Синода РПЦЗ митрополитом Анастасием надолго прервалась .
Уже в апреле 1941 г . были распущены почти все русские эмигрантские организации , в том числе Общество попечения о духовных нуждах русских беженцев и отделение церковно -культурного общества  «Русская Матица» в г . Нови Сад  (ему было возвращено прежнее венгерское название Уйвидек). В тоже время эмигрантам разрешили создать Русское
военное представительство , продолжили свою работу и Уйвидекский
(ранее Новосадский) комитет Российского общества Красного Креста , а также Русский клуб со столовой ".
В августе 1941 г . по требованию венгерских властей был ликвидирован Русоко -сербский комитет по сооружению русской церкви в г . Нови Сад . Узнав об этом , Архиерейский Синод РПЦЗ 26  сентября постановил из собранных средств 20  тыс. динар передать на нужды русской общины в Уйвидеке, а остальные 76 тыс.-на возведение церквей в России , образовав с этой целью специальный фонд при Синоде . Однако постановление слишком поздно стало известно в Венгрии, указанные деньги перешли местному комитету Российского общества Красного Креста, которое передало 30 тыс. динар на содержание русской церкви в Уйвидеке, а 20 тыс.- на издание миссионерского сборника, молитвослова и Евангелия на русском языке.
По инициативе настоятеля русской церкви свт . Василия Великого в Уйвидеке о .  Серги Самсониевского 23-24 октября 1941 г . в Архиерейском доме состоялось совещание представителей русских церковных приходов,общин и групп в Венгрии. Всего их тогда насчитывалось пять,в том числе два прихода в Будапеште - один из них , хотя и был в юрисдикции митр . Евлогия, согласно соглашению 1939г. через епископа Пражского Сергия (Королева) уже подчинялся находившемуся в юрисдикции РПЦЗ архиепископу Берлинскому и Германскому Серафиму (Ляде).
Совещание постановило :  учредить «Союз русских эмигрантских
православных приходов в королевстве Венгрия»,составив его устав; в
случае невозможности установления связи с Белградом за санкцией архиерейской власти обращаться к архиеп . Серафиму; выделить для работы в России пять священников , направив ходатайство об их отправке германским властям; просить митр . Анастасия учредить Духовный суд в Уйвидеке; завершить организацию приходов в Сомборе и Сабадке (Суботице).
Сразу после совещания была создана комиссия под председательством о . Сергия для регистрации всех русских священников Венгрии без различия юрисдикций . В это время в Уйвидеке уже существовали миссионерские синодальные курсы (во главе с администратором - полковником Ю .Б . Броневым), и планировалось открыть их отделения в Будапеште , Сомборе и Сабатке ",
На следующий день в соответствии с решением совещания руководители русских эмигрантских организаций обратились с заявлением к германскому военному представителю в Будапеште с просьбой предоставить возможность местному духовенству использовать свои силы для церковной работы в России , а также для обслуживания лагерей военнопленных и русских национальных воинских частей . Был даже разработан детальный план организации и снаряжения Духовных миссий , но разрешения на их деятельность с германской стороны , естественно , не последовало ".
27октября о . Сергий отправил протоколы совещания и проект временного устава «Союза русских эмигрантских православных приходов в
королевстве Венгрия» митр . Анастасию , отметив , что если новый устав утвердить у венгерских властей не удастся , придется все приходы и их союз ввести в уставные рамки Российского общества Красного Креста в Венгрии , как единственной легальной русской организации в стране . Священник особенно просил разрешить учреждение в Уйвидеке временного Духовного суда для Венгрии, так как многие бракоразводные дела не терпели отлагательства.
Это письмо, хотя и с задержкой, дошло в Белград, и митр. Анастасий 26 декабря 1941 г. ответил, что он благословляет открытие двух новых приходов, издание миссионерской литературы, объединение же русских общин возможно только в рамках союза приходов, а создание Духовного суда в Уйвидеке вообще невозможно, дела следует в готовом виде пересылать для вынесения решения в Епископский Совет в Белград, в срочных случаях можно обращаться к архиеп. Серафиму (Ляде) в Берлин, правда, сношение с ним немногим быстрее".
В действительности некоторые русские священники Венгрии поддерживали беспрепятственную связь с Владыкой Серафимом еще до вторжения немцев в Югославию в апреле 1941 г. Так, например, 27 февраля 1941 г. Архиерейский Синод слушал ходатайство настоятеля будапештского прихода свящ. Афанасия Донецкова о переводе его прихода в Германскую епархию РПЦЗ ввиду невозможности сношения с епархиальным преосвященным и о разрешении совершить освящение походного храма. Правда, тогда Синод постановил запросить об этих вопросах мнение сербского епископа Будимского Георгия".
После же оккупации Югославии из архиереев РПЦЗ лишь Владыка Серафим реально мог управлять русскими приходами в Венгрии, и 15 января 1942 г. в ответ на обращение местного духовенства архиепископ издал указ о принятии этих приходов в  административное управление, учредив в стране свое представительство во главе с рукоположенным им в сан протоиерея о. Сергием Самсониевским.
Состоявшееся 23 февраля второе совещание представителей русских приходов в Венгрии приняло к исполнению этот указ и ходатайствовало перед архиеп. Серафимом об учреждении в Уйвидеке экзаменационной комиссии для кандидатов в церковно- и священнослужители и рукоположении во диакона слушателя миссионерских курсов Михаила Толмачева (что вскоре и было сделано).

6 марта Министерство образования и культов Венгрии утвердило необходимые полномочия представительства, но сочло излишним учреждать союз приходов ввиду существования Российского общества Красного Креста, которое приняло на себя часть забот о церковной жизни. 22 мая 1942 г. было принято «Временное положение о православных русских эмигрантских приходах в королевстве Венгрия», в котором указывалось, что приходы канонически подчиняются состоящему в юрисдикции Синода РПЦЗ архиепископу Берлинскому и Германскому Серафиму через его представителя в королевстве Венгрия прот. С. Самсониевского.
Кроме этого в Уйвидеке были учреждены миссионерское издательство (на собрании памяти о. Иоанна Кронштадтского 7 ноября 1941 г.), временный Духовный суд для решения духовно-юридических и бракоразводных дел, постановления которого утверждались Владыкой Серафимом (бракоразводные определения этого суда признавались венгерскими властями без требования предварительного гражданского развода), и Русский православный миссионерский совет. Председателем Духовного суда стал о. Сергий Самсониевский, его заместителем - о. Василий Колюбаев, членами суда - священники Николай Чистяков и Владимир Родзянко, а казначеем - о. Михаил Толмачев".
Обо всем этом о. Сергий написал митр. Анастасию 8 июня 1942 г., отметив, что венгерские власти и епископ Бачский Ирин ей благожелательно отнеслись к созданию представительства. Второй священник уйвидекского прихода свящ. Владимир Родзянко в тот же день написал председателю Архиерейского Синода о том, что после учреждения представительства архиеп. Серафима положение русских приходов значительно улучшилось, и в этом очень помог еп. Ирин ей (правда, по ехать к Владыке Серафиму в Берлин о. Владимир не смог из-за отказа в немецкой визе).
В результате в своем ответе о. С. Самсониевскому от 20 июня 1942 г. митр. Анастасий утвердил положение о представительстве, что было окончательно закреплено решением Архиерейского Синода от 19 октября 1942 г. Таким образом, все русские приходы в Венгрии вошли в Средне- Европейский митрополичий округ Владыки Серафима. Проживавший в Уйвидеке епископ Бачский Ириней разрешил русским священникам, состоящим на его службе, обслуживать эти приходы. А 28 апреля 1942 г. он издал распоряжение по своей епархии об оказании им всяческого содействия. В письме от 20 июня митр. Анастасий тепло поблагодарил еп. Иринея за его бескорыстную помощь: «Зная, насколько Вам всегда были близки духовные нужды русских изгнанников, которым Вы уступили в пользование даже Вашу крестовую церковь в Новом Саду, я считаю для себя особенно приятным долгом выразить Вам свою душевную благодарность за постоянное попечение о русской зарубежной пастве в Вашей епархии".
Епископ Бачский стал и почетным председагелем Уйвидекского комитета Российского общества Красного Креста, а также Русского православного миссионерского совета, регулярно проводившего заседания в различных городах Венгрии и существенно способствовавшего облегчению жизни эмигрантов. Вскоре по инициативе совета учениками Русский гимназии в Уйвидеке было изготовлено 16 тыс. крестиков для отправки на Родину через православных священников венгерской армии".
Очень активно действовало миссионерское издательство. С апреля 1942 г. оно стало издавать журнал «Бюллетень Представительства Архиепископа Берлинского и Германского для русских православных эмигрантских приходов в королевстве Венгрия», печатавший интереснейшую информацию о церковной жизни на Украине и в России. К 1 октября вышли три номера бюллетеня, краткое толкование Молитвы Господней с образом Спасителя тиражом 10 тыс. экземпляров (1200 из которых уже было персправлено в Россию), 5 тыс. листков С прославлением Богоматери, 5 тыс. икон Владимирской Божией Матери, миссионерский сборник, молитвослов, Евангелие, иконки Христа Спасителя, разрешительные молитвы и т.д. По инициативе духовной писательницы А.А. Сердюковой было начато печатание листков для России. Часть изданий распространялась по невысокой цене среди местного православного населения; 2 тыс. листков были к концу 1942 г. переправлены митр. Анастасию в Белград для дальнейшей отправки в Россию. В мае 1942 г. был произведен
первый выпуск миссионерских курсов из 20 человек, еще 50 продолжило свое обучение". Но если изданная духовная литература различными путями попадала на Восток, то для выпускников курсов этот путь оказался наглухо закрыт.
Они нашли применение для своей деятельности в Венгрии. Число русских приходов там быстро росло. К лету 1942 г. помимо пяти существовавших (в Будапеште два, в Уйвидеке, Сабадке и Сомборе) были созданы еще два прихода: при церкви прп. Сергия Радонежского в г. Врбасе с районом Средней Бачки (настоятель свящ. Владимир Родзянко) и в г. Тителе с районами Лок, Вилово и юто-восточная Шайкашка (настоятель свящ. Михаил Виноградов). К этому времени появились еще три самостоятельные русские общины: в г. Паланка (официально учреждена 24 июля 1942 г.), г. Обече и в основанном в начале 1920-х гг. эмигрантами из России в селе Николаевка в районе Средней Бачки. Число русских священнослужителей в этих приходах достигло девяти. При этом имелись и русские священники, окормлявшие чисто сербские общины, например о. Флор Жолткевич, служивший в 1937-1950 гг. в церкви с. Доньи Ковиль Бачской епархии.
Настоятель старейшего в Венгрии русского (евлогианского) прихода Пресв. Троицы в Будапеште иеромонах Сергий (Мусин-Пушкин) был к Пасхе награжден золотым наперсным крестом. Свящ. В. Родзянко 8 июня 1942 г. написал митр. Анастасию, что с о. Сергием у него настоящая дружба (несмотря на разные юрисдикции). Сам о. Владимир (внук председателя Государственной Думы Российской империи М.В. Родзянко, будущий архиепископ Американской Православной Церкви Василий) за свою чрезвычайно активную деятельность (он входил в Духовный суд, миссионерский совет и Красный Крест) также был к Пасхе 1942 г. награжден наперсным крестом.
Именно стараниями о. В. Родзянко в октябре 1941 г. в Уйвидеке была открыта русская гимназия, где сам о. Владимир преподавал Закон Божий.
Директором гимназии стал бывший председатель Новосадского отделения «Русской Матицы», пресс-секретарь Всеукраинского Церковного Собора 1918 г. и член Русского Всезаграничного Церковного Собора 1921 г. Д.В. Скрынченко. Важным шагом было создание в декабре 1941 г. в Уйвидеке первого русского сестричества во имя Царицы Небесной, которое развернуло широкую благотворительную деятельность'",
13-14 декабря 1942 г. в Уйвидеке прошел первый миссионерский съезд, который официально учредил уже фактически созданный в начале года представительством митр. Серафима в Венгрии Русский миссионерский совет в составе четырех отделов: воспитательного, издательского, учебного и самарянского (благотворительного). В своем вступительном слове представитель митр. Серафима о. С. Самсониевский сказал: «Переживаемое время заставляет каждого христианина с особенной глубиной ощутить необходимость и силу благодатной помощи Св. Церкви. С Ней соединяются и наши надежды на спасение родного народа. Но христианский долг, долг верных чад Св. Церкви, требует от каждого и действенности, активности: веру нужно не только исповедовать, но и проповедовать. Нужна миссионерская работа - и здесь, и в России».
Отец Сергий приветствовал новые приходы, «как школы для будущей работы в России». Съезд заслушал и обсудил доклады руководителей отделов миссионерского совета; пополнил его состав делегатами из мирян от всех приходов; выступил с инициативой создания сестричеств в Сабадке, Сомборе. Паланке и Врбасе на основе устава уйвидекского сестричества; возбудил ходатайство о выпуске бюллетеня представительства в расширенном виде - с публикацией конспектов или тезисов всех лекций на миссионерских курсах; призвал все приходы провести регистрацию русских детей и молодежи". В правление миссионерского совета входили настоятели русских храмов, штатные руководители отделов (А.А. Серцюкова, П.И. Ризнич, В.Д. Порошин, НЛ. Шидловская, АЛ. Беликов, гв. Броневский, В.В. Бартеньева) и казначей правления Л.Ф. Курносенко.
Получив протокол миссионерского съезда, митр. Анастасий в письме от 12 февраля 1943 г. выразил о. С. Самсониевскому благодарность за энергичную деятельность по подготовке эмигрантов для будущей работы в России и по распространению веры там уже сейчас (значительную часть изготовленных в Венгрии крестиков, икон и духовной литературы удалось переправить на оккупированную территорию СССР). Вскоре после окончания съезда - 27 декабря начался новый семестр миссионерских курсов, на которых преподавали о. В. Родзянко, духовная писательница А.А. Сердюкова и еще шесть мирян. Теперь лекторы стали выезжать из Уйвидека в другие города, куда высылались и конспекты лекций. Настоятель будапештского прихода РПЦЗ о. А. Донецков написал и опубликовал свой учебник Священной истории, пожертвовав 100 экземпляров для русских детей в Венгрии. К апрелю 1943 г. в большинстве приходов были созданы сестричества, в Вербное воскресенье в Уйвидеке состоялось детское миссионерское собрание с выдачей наград за лучшие сочинения.
15 марта 1943 г. в Сабадке состоялся 2-й миссионерский съезд, который предложил всем русским приходам оборудовать походные церкви для отправки их при первой возможности в Россию, и постановил в ознаменование дня св. кн. Владимира издать Евангелие, объявив для этого повсеместный сбор пожертвований. К этому времени были изданы брошюры А.П. Беликова «Сила молитвы в жизни человека», В.В. Бартеньевой «Практический путь миссионерства и роль женщины в нем», А.А. Сердюковой «Православная Соборность и возрождение России» и ряд других. В июле 1943 г. Русский миссионерский совет учредил комиссию по сооружению в приходах походных церквей; председателем комиссии и начальником создаваемой с этой целью мастерской был назначен староста Врбаского прихода П.И. Ризнич".
Следует отметить, что через прот. С. Самсониевского в значительной степени осуществлялась связь Архиерейского Синода с русским монастырем прп. Иова в Словакии, где печаталась газета «Православная Русь».
С 1942 г. о. Сергий пересылал номера этой газеты в Белград. 28 сентября 1943 г. митр. Анастасий, в частности, просил о. С. Самсониевского переслать официальное заявление главы РПЦЗ по поводу избрания митр. Сергия (Страгородского) Патриархом в монастырь прп. Иова для публикации в «Православной Руси».
Большое внимание своему представительству в Венгрии уделял митр. Серафим (Ляде). В 1943 г. он дважды по приглашению Министерства образования и культов на несколько недель приезжал в эту страну - в январе и декабре. К 1944 г. насчитывалось семь приходов с пятью соборными храмами и, кроме того, 16 более мелких общин и подобщин - В общей сложности в 17 городах (включая Ужгород), но прежде всего на южных землях, в области Бачка. 2 июня 1944 г. скончался о. С, Самсониевский и своим представителем митр. Серафим 5 июля назначил священника Василия Колюбаева.
Это потребовало и других перемещений, 5 июля настоятелем церквей св. Василия Великого в Уйвидеке и прп. Сергия Радонежского в Врбасе Владыка Серафим временно назначил свящ. Николая Чистякова, а настоятелем церкви свт. Николая в Сабадке - свящ. Владимира Родзянко; тогда же псаломщик Николай Фектушев был определен во диакона. К середине 1944 г. число русских приходов в Венгрии достигло восьми, последним в начале февраля был создан приход в русском селе Плавна с новым домовым храмом свт. Николая. Его настоятелем стал происходивший из семьи русских эмигрантов-дворян о. Михаил Дмитриевич Толмачев (1920-2004) , рукоположенный 5 июля 1942 г. митр. Анастасием (Грибановским) во диа- кона и 22 декабря 1943 г. еп. Ирине ем, по просьбе митр. Серафима, - во священника".
Следует упомянуть также , что митр . Серафим (Ляде ) рукоположил также 12 января 1943 г . во диакона , а на следующий день во иерея бывшего капитана Белой армии Сергия Ивановича Галецкого. (1891-1972) Отец Сергий стал активным миссионером среди венгров и одним из главных организаторов в 1943 г . венгерского православного прихода св . вмч . Георгия Победоносца в г . Ньиредьхазе , где потом долгое время служил .настоягелем ".
С 1943 г . в Венгрии появились угнанные с оккупированной терри - тории СССР остарбайтеры (в основном женщины), которых сразу же стали окормлять местные русские священнослужители . При миссионерском совете был сразу же создан отдел духовной и социальной помощи русским девушкам во главе со священником Василием Колюбаевым . В январе 1944 г . отцы В . Колюбаев и В . Родзянко совершили Рождественское богослужение в рабочем лагере русских девушек вблизи Сабадки , при этом пел хор работниц , организованный о . Владимиром . Сабадский комитет Русского Красного Креста активно помогал девушкам продуктами и одеждой и , в конце концов , с помощью духовенства добился их освобождения из лагеря и распределения работницами по семьям венгерских крестьян ".
Приближение конца войны вновь резко изменило ситуацию . В сентябре 1944 г ., когда советские войска подошли к границам Венгрии , была закрыта русская гимназия в Уйвидеке . Вскоре оказалась разрушена бомбой церковь в Сабадке и «ввиду военных событий » закрыта церковь в Врбасе . Значительная часть русских эмигрантов , небезосновательно опасаясь возможных репрессий , стала уезжать в западном направлении . Так , иеромонах Сергий (Мусин -Пушкин)из Будапешта уехал в Париж (где в дальнейшем служил настоятелем храма Сергиевского подворья в сане архимандрита),  священник Николай Чистяков из Нови Сада - в австрийский г . Грац , а затем в Прагу , священник Афанасий Донецков из Будапешта - в За -падную Германию , где в дальнейшем служил в лагерях для перемещенных лиц ; однако большинство осталось на месте ".
В 1979 г . протоиерей Владимир Родзянко в одном из писем вспоминал: « При наступлении Красной Армии мой Владыка Епископ Ириней , напомнив мне житие св . Поликарпа Смирнского , сказал , что он лично от своей паствы никуда не уйдет (даже если это ему будет стоить жизни , что фактически и случилось ' ) и то же советовал сделать и мне . Я остался с паствой ... Фактически это означало осуществление на деле , а не только в теории , полного евхаристического общения с Русской Церковью в России и ее епископамиь». В то время священник служил в церкви с . Станишиче и своими решительными действиями фактически обеспечил сдачу немцами села без боя .
В ходе ожесточенных боевых действий на территории Венгрии некоторые православные храмы существенно пострадали . Так , находившийся в надгробной церкви св . мч . цар . Александры в Ирёме прах великой кня - гини Александры Павловны подвергся осквернению и лишь в 2004 г . был возвращен в храм из музея ; исчезли каменный саркофаг , короны и образ .
Существует предание , что когда советские войска в 1944 г . заняли Ирём , один из офицеров нашел в церковном доме русские духовные журналы . Он читал их ночи напролет , после чего стал проповедовать в своей части Христа . Обратившийся в Православие офицер был арестован и по приговору трибунала расстрелян , а церковная библиотека сожжена ".
С приходом советских войск области , отторгнутые Венгрией от Югославии , вновь вернулись в состав последней и с ними все русские общины , кроме двух будапештских . В ходе боев за освобождение Будапешта русская церковь оказалась уничтожена . Большинство прихожан обеих общин или эмигрировали на Запад или возвратились в СССР . Однако оставшиеся образовали общину , перешедшую в юрисдикцию Московского Патриархата .
Восстановил в конце 1940-х гг . приход , объединивший 130  прихожан , священник Сергий Иванович Галецкий ".

После окончания II  Мировой войны право славные приходы в Венгpии , употреблявшие за богослужением венгерский язык , оказавшись вне канонической юрисдикции , обратились к Московскому Патриарху Алексию 1 с просьбой о принятии их под Первосвятительский омофор .
Это прошение было удовлетворено . 11 ноября 1949 г . Священный Синод Московского Патриархата вынес решение о создании Временного управления венгерских православных приходов в ведении Русской Церкви с назначением его благочинным (администратором) протоиерея Иоанна Кополовича . В состав управления вошли восемь приходов : свт . Иоанна Златоуста и Успения Пресвятой Богородицы в Будапеште , св . вмц . Александры в Ирёме , св . вмч . Георгия Победоносца в Сегеде , свт . Николая в Сентеше, св. вмч. Георгия Победоносца в Ньиредьхазе, приход в Шаркал- керестуре и русская община прп. Сергия Радонежского в Будапеште".
С 16 мая 1950 г. по 1973 гг. настоятелем русской общины прп. Сергия Радонежского служил упоминавшийся священник Михаил Дмитриевич Толмачев, высланный вместе с семьей в марте 1950 г. вследствие югославско-советского конфликта из Югославии в Венгрию. Отец Михаил устроил домовый храм в здании на пл. Алмаши. В 1951 г. венгерскве государство передало русскому приходу новое помещение на первом этаже жилого дома ул. Лендваи. В этом здании раньше жил скончавшийся в 1946 г. армянский адвокат Эгия Хаванешьян, устроивший у себя часовню Армянской Апостольской Церкви. В помещении часовни и была оборудована и освящена церковь прп. Сергия Радонежского, иконостас перевезли с пл. Алмаши. Здесь русскии храм пеиствует до настоящего времени. В 1973 г. о. Михаил Толмачев покинул Будапешт, а в 1977 г. переехал в Австралию для окормления русских и сербских прихожан. На всех местах своего служения он оставил глубокий след в сердцах верующих: «Его отличала кротость, духовная мудрость, беззаветная любовь к Православию и верность Матери Церкви".
19 апреля 2000 г. на основе Венгерского благочиния Московского Патриархата была образована Будапештская и Венгерская епархия Русской Православной Церкви, включающая в себя девять приходов. Согласно переписи 2001 г. среди 15928 человек, причислявших себя к православному вероисповеданию, было 3502 русских.

ПРИМЕЧАНИЯ
1 Российский государственный исторический архив (рГИА), Ф. 796, Оп. 55, Д. 377; Русский вест-
ник. 1875. Сентябрь. С. 188-195; Протоиерей Алексий Мальцев. Берлинский Братский ежегед-
ник. Православные церкви и русские учреждения за границей. СПб., 1906. С. 393-395.
2 Русские храмы и обители в Европе. Авт.-СОСТ. Антонов В.В., Кобак А.В. СПб, 2005. С. 41~2;
Нивьер А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмзт-
рации в Западной и Центральной Европе. 1920-1995: Биографический справочник. М., 20О7.
С.267.
3 Серапионова ЕЛ. Российская эмиграция в Чехословацкой республике (2Q-30-e годы). М., '9'}5.
C.18-19.
4 Киш Э. Православная Церковь в Венгрии в хх столетии // Православная Церковь в Восточной
Европе. хх век. Киев, 2010. С. 211.
5 Синодальный архив Русской Православной Церкви за границей в Нью-Йорке (СА), д. Протоко-
лы Архиерейского Синода 28 ноября 1940 - 18 сентября 1946; Государственный архив Россий-
ской Федерации (гА РФ), Ф. 6343, Оп. 1, Д. 119, 122.
6 Нивьер А. Указ. соч. С. 184, 436.
7 Арсеньев А. Русская интеллигенция в Воеводине // Русская эмиграция в Югославии. М., 1996.
С.74-75.
8 Его же. У излучины Дуная. Очерки жизни и деятельности русских в Новом Саду. М., 1999. С.
35-36.
9 Его же. Русский православный приход в Новом Саду, 1922-1955 гг; // Православная Русь. 1998.
N2 17. С. 5-6.
10 Его же. У излучины Дуная. С. 172-173.
11 СА, Д. 18/41; Колмаков В. Верный сын православного Отечества // Воронежский епархиальный вестник. 2003. N2 3 . С. 96-97.
12 СА, Д. 18/41, Л. 2-5.
13 Там же, Л. 7-8.
14 Там же.
15 Там же, д. Протоколы Архиерейского Синода 28 ноября 1940 - 18 сентября 1946 г.
16 Арсеньев А. Русский православный приход в Новом Саду, 1922-1955 гг. С. 7; Его же. У излу-
чины Дуная. С. 176.
11 СА, Д. 18/41, Л. 17-18,29,33.
18 Церковное обозрение. Белград. 1943. N2 8.
19 Бюллетень Представительства Архиепископа Берлинского и Германского дпя русских православных эмигрантских приходов в королевстве Венгрия. 1942. N2 1. С. 3, N2 2. С. 4; Жизнь Церкви. Вып. 2.1943. С. 39; СА, Д. 17/41, Л. 32.

20 СА, Д. 30/43; Колмаков В. Указ. соч. С. 97.
21 СА,Д.18/41.
22 Там же.
23 Там же, Д. 36/43, Д. 18/41.
24 Там же, Д. 18/41, Л. 28; Арсеньев А. Русский православный приход в Новом Саду, 1922-1955 гг.
С. 7-8; Церковная жизнь. 1942. N2 7. С. 109-110.

 © Сайт Ортодоксия.