ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ

ХРИСТИАНСТВО
В ВЕНГРИИ


СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

ХРИСТИАНСКИЕ ПРАВЕДНИКИ

ВСЕХ ИХ СОЗДАЛ БОГ

ЖИЗНЬ В ЦЕРКВИ

НАШЕ ПРОШЛОЕ
И НАСТОЯЩЕЕ


О ПРИХОДЕ

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЦЕРКОВНАЯ БИБЛИОТЕКА

ДУХОВЕНСТВО ХРАМА

СТРАНИЦА РЕГЕНТА

ЦЕРКОВЬ
И ГОСУДАРСТВО


ВОСПОМИНАНИЯ
И ДНЕВНИКИ


НАШИ РЕКВИЗИТЫ

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

СОВЕТЫ ВРАЧА

ПЛАН ПРОЕЗДА

ФОТО

ССЫЛКИ

ГАЛЕРЕИ

КОНТАКТЫ

 


 


  Веб-портал "Ортодоксия" | Венгерская епархия | Офенская духовная миссия

Мир как содружество
Марина Журинская 

Мне ли не пожалеть … города…
В котором… множество скота?
Иона 4:11

К сожалению, мы слишком часто упускаем из вида единство тварного мира, одобренного его Создателем, и единство человека, созданного по образу и подобию Творца, Единого в Троичности, и вселенного в земной рай, чтобы жить там в окружении животных и растений.

Большинство из нас лишь время от времени, готовясь к исповеди, вспоминает предельно лаконичную формулу, согласно которой согрешивший против одной заповеди согрешает тем самым против всех их, а согрешивший против ближнего согрешает и против себя, и против Бога. Спаситель на вопрос о том, кто же тот ближний, которого следует возлюбить, ответил притчей о милосердном самарянине (см. Лк 10:30–37), в конце которой вопрошавший Христа законник признает, что ближним стал тот, кто оказал милость.

Да, оказывающий милость связывает себя с тем, кому он сделал добро, первозданными узами единого Божиего мира. А ведь в мире есть только одно добро, источник которого — в Боге, и это — любовь, и всяческое зло, от ненависти до равнодушия, — это только маски единого зла, представляющего собой искажение, извращение, отрицание добра и исходящего от диавола.Милость — это проявление любви ко всему творению; через нее человек возрастает в любви к Богу, и обратно: любя Творца, нельзя не любить тварь, без этого любовь становится ущербной. По словам преподобного Исаака Сирина,сердце милующее объемлет любовью всякую тварь и в этом уподобляется Богу.

Преподобный старец Силуан учил нас любить врагов, это достаточно хорошо известно. Но он же, как и ряд других святых (преподобный Симеон Новый Богослов, святители Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов, священноисповедник архиепископ Лука Войно-Ясенецкий) учили нас любить животных (1). А в своей книге “Дух, душа, тело” владыка Лука писал и о том, что растения тоже несут в себе дар Духа — жизнь, и тем самым могут быть включены в содружество живых тварей, объединяемых любовью. Писание призывает зверей и всякий скот хвалить Господа (см. Пс 148:10); следовательно, Богодухновенный автор рассматривал животных именно как входящих в содружество тварей Господних; потому-то и говорится: праведный печется и о жизни скота (Притч 12:10).

…А ведь мы берем в дом животных и растения, руководствуясь вроде бы самыми разнообразными идеями, блуждающими в мыслительном пространстве от медицины до эстетики, но в конечном итоге — сознаем мы это или не сознаем — для того, чтобы они стали нашими друзьями, потому что всякая душа человеческая пусть несознательно, но стремится восстановить райское содружество тварей. Почти все мы; есть и исключения.

Много лет назад я встретила на лестнице соседку, у которой из авоськи торчал зверски перекореженный, как-то ужасно смятый и выкрученный, но поражающий размерами и сочностью эпифиллюм (тогда его еще звали филлокактус, а потом стали звать просто декабрист, за то, что зимой цветет). Ком земли явно указывал, что эпифиллюм возрастал в ведре. Бледная, с грозно поблескивающими глазами, женщина цедила сквозь сжатые зубы:

— Не нужен он мне. Раньше цвел, так я его в ведро чернозема посадила, а он цвести перестал. А если не цветет, то зачем он мне нужен?

Я пыталась сказать, что пересадила она его неправильно, что объем земли должен быть гораздо меньше, а почва — беднее, с песочком и немножко с глиной. Но она просто не слушала, а смотрела мимо меня с ненавистью и сдавленным голосом говорила одно и то же:

— Не нужен он мне, если не цветет.

Я не очень люблю навязчивых, натянутых параллелей, но в данном случае это был именно материал для такого жанра, поскольку эта женщина “славилась” какой-то неистовой злобой по отношению ко всем окружающим. Так что давайте лучше считать, что среди нас таких нет, и вновь заявим, что домашние животные и комнатные растения привлекают нас тем, что с ними можно завязать отношения, близкие к дружеским. В самом деле, Честертон писал, что дружба — это когда не нужно ни целоваться, ни даже разговаривать много, — вот разве что чайник поставить. А все, что мы делаем для растений и животных в доме — это и есть такой чайник, в прямом и переносном смысле.

Конечно, внешние побуждения при этом могут быть разными. Цветы-де украшают помещение и приносят пользу здоровью. Собака охраняет дом и с ней полезно прогуливаться. О кошках вообще слагают легенды и мифы современной цивилизации: они якобы лечат давление и cердечные болезни. О том, что кошки ловят мышей, почему-то в городе говорить не принято, но именно это-то они и могут.

Но вот такие мы, люди: иногда нам хочется казаться хуже, чем мы есть на самом деле (вообще-то это свойство диктуется древним языческим стремлением скрыть настоящего себя от страшного мира, преисполненного зла и его носителей, злых духов). Поэтому мы придумываем какие-то утилитарные, “прак­тич­ные” объяснения своим простым и хорошим чувствам, да так убедительно, что даже сами верим.
Ведь на самом деле квартиру можно украсить сотнями вполне доступных предметов, но почему-то не тянет ежедневно на них любоваться. А всякий, кто обзавелся каким-никаким домашним садиком, совершает по нему ежедневные прогулки, вдумчиво созерцая листики и старательно выискивая признаки новых почек, отросточков, не говоря уже о бутонах. Лекарства и разнообразные новейшие устройства способны помогать нам думать, что мы заботимся о своем здоровье, но странно выглядел бы человек, с умилением взирающий на коробочку витаминов (это возможно разве что в рекламе). Охране квартиры способствуют (очень относительно) стальные двери и хитроумные запоры, а собака против современных злоумышленников вряд ли устоит — но разве стальная дверь может радостно вилять хвостом, смотреть в глаза и буквально требовать, чтобы ее погладили по пушистой головке, да еще и сказали, что она хорошая? И что может сравниться в мире фармакологии с независимым c виду котом, который дремлет где-то на приличной дистанции от вас, но стоит вам перейти на другое место, как он, старательно притворяясь, что ему все равно, встает и перебирается туда, где ему будет удобно и соблюдать свое достоинство, и все-таки чувствовать, что он не один? Кстати, почему-то считается, что коты привязываются к месту, а не к людям. Так вот, это неправда (2). Если человек не может, не в состоянии привязать к себе кота, то ему стоит задуматься о том, способен ли он вообще вызывать к себе приязненные чувства. Да и желает ли он этого? Может быть, он погружен в такую кромешную пучину эгоизма, что уверен, что не нуждается ни в чьей привязанности?

Мы попросту любим наши растения и наших домашних животных, и нечего этого стыдиться. Правда, для этой любви полезно установить границу: она не должна затмевать любовь к людям. Рассуждение о том, что собаки лучше и добрее людей — это сигнал о том, что говорящий обидчив, преисполнен разнообразных претензий к миру (а нередко — и к его Творцу) и требует к своей особе повышенного внимания.

Однако не будем осуждать некоторых собаковладельцев, скептически взирающих на собратьев по человечеству. Однажды я была на собачьей выставке. Некоторые из участников (я имею в виду людей) тут же продавали чемпионских детей, а чемпионша при этом сидела в корзинке и страдала; в общем, что-то похожее на темные времена рабства, когда детей продавали на глазах у матерей на вечную разлуку. И вот, сидит довольно печальный дядечка и продает щенков тибетского терьера, красивой и редкой собаки. Вокруг него люди любуются, но не покупают. Круг эстетов прорывает дамочка досужего вида, из тех, кто во времена очередей врезался в любую очередь со страстным воплем Что дают? Здесь ей уже понятно, что, но назрел насущный вопрос,почем. Дядечка отвечает: 60 рублей (очень хороший щенок немецкой овчарки тогда стоил от 80 до 100, и ту же сотню получал сотрудник Академии наук без ученой степени). Дама, явно не собирающаяся посвятить себя взращиванию тибетского терьера, заводит светский разговор: Почему так дорого? Глядя на нее с тихой ненавистью, собачник разражается следующей тирадой:

— Да я бы их бесплатно раздавал, я бы вам его за рубль продал, но вы же его через неделю выбросите на помойку!

К сожалению, это правда. Я затрудняюсь припомнить, сколько именно котов и собак моих друзей происходили с помойки, но что-то очень много. Я была свидетелем того, как первоклассники отследили на помойке котенка, который уже здорово одичал, охотились на него два дня, изловили и, исполосованные до крови, преподнесли в дар любимой учительнице, кот которой незадолго до этого скончался, чтоб не скучала. Действительно, с этим тощим зверенышем было уже не до скуки. Только после мытья порванная маленькими когтями и зубками счастливая владелица и пара-тройка ее родичей, находившихся в таком же плачевном состоянии, обнаружили, что котенок черный, а не серый; дальнейшая его бурная жизнь заслуживает отдельного описания. А мои друзья, проходя мимо стройки, выловили щеночка, брошенного в банку с масляной краской. Две недели оттирали, выстригали — и выходили; получилась забавная лохматая собаченция. “Помойного” происхождения была и дымчатая красавица-персиянка, которую приносили нашему коту для продолжения рода. Ее, слепую еще и совершенно умирающую, нашла в мусоре собака наших знакомых и осторожно принесла хозяевам. Выкармливали из пипетки. Всем была хороша персиянка, а на конце хвоста у нее была белая кисточка, как у лисы; это прибавляло ей очарования, но уменьшало товарную ценность. Вот и выбросили.

Ну, хорошо, понятно, что жестокость по отношению к животным недопустима; известно, что большинство тех, кто совершает преступления против жизни человека, в детстве мучали и убивали животных. Но, как и в отношениях с людьми, недопустимы равнодушие и небрежность, от которых гибнут растения, болеют и совершают разнообразные нехорошие поступки животные. Даже если их хорошо кормят.

Жил в нашем доме немецкий овчар, разочаровавший своих хозяев: они хотели иметь призовую собаку, а им на первой же выставке сказали, что дальше серебряной медали он не пойдет: очень большой вырос, превысил стандарт. Нет, его-то не бросили, его кормили, чесали, с ним гуляли… но все как-то холодно. Я до смерти не забуду, как однажды мы с ним встретились в лифте, когда он возвращался с прогулки. В лифте пес свернулся кольцом, иначе не помещался. И вдруг, покосившись на хозяйку и убедившись, что она отвернулась, он быстро лизнул мне руку, глядя жалобными глазами, — этот великан, выхоленный красавец, был обделен любовью и нуждался в ней.

Не могу не привести рассказ, в котором ничего не объясняется, но кое-что показывается. Одна пожилая женщина держала громадную собаку породы “московский дог” (черный дог с подшерстком, позволяющим ему не мерзнуть зимой; впоследствии порода была официально закрыта из-за частых случаев “неукротимой свирепости”). Собака была такой величины, что хозяйка на ней на лыжах каталась. Эта женщина всегда через клуб следила за судьбой потомства своей собаки. И вот однажды у той родился неудачный сын. Из первой семьи, в которую его передал клуб, его вернули: враждебен к детям. Вторая попытка — то же самое. Передали в питомник — тоже вернули, потому что никто не мог с ним справиться. Тогда пса подвергли унижению: вывели продавать на выставке, — это с его-то родословной! Добросовестная женщина пошла туда, чтобы предупреждать покупателей, что пес строптивый. Он очень понравился одному молодому человеку, тот сказал, что покупает, и, отмахиваясь от ее предупреждений, помчался покупать еду и ошейник. Правда, ей удалось обменяться с ним адресами (ока­зался иногородним). Принес кусок какой-то завалящей колбасы (это собаке, выращенной на научном рационе!) и мягкий замшевый ошейник (для зверюги, неоднократно срывавшейся со строгих!); скормил колбасу, встреченную с большим энтузиазмом, надел ошейник при полном непротивлении и… тот спокойно за ним пошел. На предупреждения насчет детей веселый молодой человек сказал, что у него их трое и что они с догом поладят. Через некоторое время написал, что дог ведет себя образцово и катает на себе детей. Что тут скажешь? — эти люди сумели подружиться с собакой, вот и все.

…Большая доля истины содержится в шутливом по первому впечатлению рассуждении о том, что желающий повиноваться заводит кота, желающий повелевать — собаку (в английском варианте: холостяки заводят себе собак, а старые девы — кошек). Действительно, чтобы кот не стал шкодливым безобразником с наглыми глазами и хулиганистыми повадками или тощей замордованной тварью, норовящей удрать, нужно его понять и устроить свою совместную жизнь с ним на взаимоудобных условиях (например, никогда не держите двери в квартире плотно закрытыми; кот считает это для себя личным оскорблением и может страшно отомстить, сделав под дверью лужу). Но при отсутствии чувства меры, стремления к той самой золотой середине, которая в системе православного богословия называется царским путем, внимание к коту легко перерастает в исступленное желание угодить ему, превратить его в маленького божка, иными словами — в кумиротворение. Правда, кошки как таковые в этом не виноваты. А широко известная собачья преданность может ввести в соблазн иного рода, может возбудить желание почувствовать себя могучим повелителем верного раба. И беда, если такой “раб” — не мелкий песик, а громадный зверь с мощной мускулатурой и страшными клыками, которыми он умеет пользоваться. Недаром приходится читать и слышать о том, как безответственный хозяин большого пса не только отпускает его бегать без поводка, сея ужас среди окружающих, но и гордится тем, что его собака убивает и калечит других собак и кошек; подчас он даже и сам натравливает ее на них — бывает, что и на людей тоже… Иногда это желание возвыситься, ощутив себя обладателем такой мощи, оборачивается и против несчастного гордеца: такая собака и на хозяина может напасть (3).

Хорошо, можно спросить, а почему все-таки речь идет о дружбе, а не об обладании чем-то, имеющим определенную ценность? — Да потому, что от предмета обладания взаимности не требуется, а свои растения мы особенно любим тогда, когда они (как нам кажется, из чистой симпатии к нам) растут и цветут особенно привлекательно, пса, который явно отдает нам предпочтение, провозглашаем чудом учености, а кота, выказывающего нам свою постоянную привязанность — попросту гениальным животным. От них всех нам нужна взаимность, хорошее к нам отношение. А это уже дружба.

Но прежде всего эту способность к дружбе должны проявить мы сами. А способность дружить — это не желание совместного веселого и необременительного времяпрепровождения, а прежде всего ответственность. “Мы в ответе за всех, кого приручили”, — сказал Антуан де Сент-Экзюпери.

Так вот, это может показаться странным и непривычным, но если мы заводим себе растение, для начала следует убедиться, что дело не в том, чтобы оно нам нравилось, а в том, чтобы ему у нас было хорошо. А для такой уверенности нужно непредвзято оценивать свои возможности по уходу и предоставлению жилья по потребности растения. Любителям спать зимой с открытым окном лучше не беспокоиться — в иную ночь они даже снеголюбивую азалию могут заморозить. Форточку в холода можно открывать, только вставив в нее специальное приспособление, благодаря которому холодный воздух будет “перепрыгивать” через подоконник и обрушиваться непосредственно в комнату. А любителям погреться нужно помнить о том, что горячий и сухой воздух нашего отопления, да еще при зимнем недостатке света, губителен для большинства растений, и даже те кактусы, которые зимой не поливаются, требуют, чтобы в воздухе была влага. Если не принимать зимой мер по увлажнению воздуха в квартире и по нормализации в ней температуры (а ведь у нас так заведено: полстраны зимой мерзнет, а другая половина задыхается от отопления), то растения выживают с трудом. Тропические еще выносят теплую зимовку (с соответствующими досветкой и влажностью), а субтропическим нужно, чтобы было очень светло и очень прохладно.

Если не знать точно, на какую сторону света выходят наши окна и, соответственно, какая степень освещенности требуется тому или иному растению, дело у нас не пойдет. Хороший, опытный цветовод по виду растения понимает, как обстоят дела с его корнями, не тесно ли им, не мало ли земли, достаточно ли она хороша. И при правильном выборе места для растения, при правильной организации условий для него, при правильном питании и поливе (а для всего этого нужно испытывать именно дружеские чувства) растение платит живейшей привязанностью и теплой благодарностью, растет и цветет, и подчас “делает” то, на что его признают неспособным умные пособия и руководства: не в пример обильнее обещаемого цветет, ветвится, хотя пособия для любителей утверждают, что в комнатах этого не бывает, и так далее.

Последнее утверждение подкрепляется удивительным жизненным наблюдением. Был у меня большой и красивый филодендрон, такая лиана с огромными фигурными листьями и красными лохмами на черенках. Висел на стене над постелью мамы. Разросся до неприличия: три ствола вместо одного, обещанного ботаниками. Мама тогда уже тяжело болела и практически не вставала. Я спросила ее, не мешает ли ей эта зеленая громадина над головой. Она ответила: “Что ты, напротив, я на него смотрю, и мне как-то спокойно становится и кажется, что он ко мне хорошо относится”. Когда мама умерла, я украсила гроб гирляндой из этого филодендрона, оставив себе солидную часть, а один лист (он же черенок) подарила знакомой, которая была цветоводом и по достоинству оценила пышность растения. У нее тоже была больная мама, и укоренившийся филодендрон был повешен над ее постелью и, можно сказать, обрадовался: не только буйно рос, но и зацвел. Оставшийся же у меня “за­тосковал” и я его еле выходила; он стал нормальным здоровым растением, но не выдающимся.

Известно, что друзей нужно принимать такими, какие они есть, не стараться как-то переделать их для собственного удобства (разумеется, речь не о том, чтобы поощрять их греховность, но и в том случае, когда вы, видя недостатки своих друзей, желаете им помочь, как известно, лучше начать с себя). То же и с растениями. Например, вам очень хочется, чтобы на журнальном столике в уютном теплом уголке пышно цвела азалия. Ничего не выйдет: ей нужно много света (а для растений электрическая лампа — это еще не свет) и прохлада. При паровом отоплении азалию держат под приоткрытой форточкой, а по краям горшка кладут снег (если нельзя принести с улицы — а в больших городах это просто не рекомендуется — выцарапывают из холодильника, там он стерильный). А если вы считаете, что ваша лиана семейства ароидных (филодендрон, сциндапсус, сингониум или антуриум) разместилась как-то малохудожественно и вы желаете придать ее изгибам более эстетичную форму — поберегитесь: листья должны расположиться точно в той же плоскости по отношению к свету, в какой они сами пожелали расположиться. Если это правило нарушить, черешок листа “вы­вихивается” и лист отмирает.

Допустим, вы решили завести плодоносящий лимон. Дело это долгое и хлопотливое. Но главное — откажитесь от мысли, что у вас на окне будет пушистое деревце: для цветения лимону нужно формировать плоскую крону, всю расположенную в плоскости окна, и никогда его не переворачивать, так что из комнаты вы будете видеть только “изнанку” деревца. Однажды вечером в центре Москвы я в окне какого-то офиса увидела большой лимон, повернутый (очевидно, недавно) листьями к комнате. Мне очень захотелось наклеить на стекло записку “ПОВЕРНИТЕ ВАШ ЛИМОН”, и муж меня с трудом отговорил, сказав, что скорее всего это примут за шпионский шифр и перепугаются до полусмерти. Так и ушла с тяжелым сердцем.

Несколько лет у меня жило невзрачное растение, пучки кожистых листьев на суковатых и кривоватых стволиках. Эта австралийская причудница Daphna odora (Дафна душистая) цвела белыми цветками с невыразимо прекрасным запахом: немного лимона, немного снега, остальное — свежесть и еще что-то тонкое. Но только ей для цветения нужно было не выше 15° С, причем цвела она летом. А у меня окна юго-западные, и если 25°, то это еще хорошо. Я обставляла ее мисками со льдом (производила в холодильнике); менять лед нужно было чуть ли не каждый час. Промаявшись так год-другой, я смирилась и подарила ее человеку с восточными окнами и более прохладной квартирой. При громком вое всех знакомых цветоводов: такую редкость отдавать! Но не пропадать же дафне из-за меня!

Что касается теплокровной живности в доме, то ее заводить нужно тоже с полным сознанием своей ответственности. Нельзя большую собаку держать в маленькой квартире: и она будет все сметать на своем пути, и вы ей лапы поотдавливаете… а кусает она при этом совершенно рефлекторно. Почти с любой собакой нужно много гулять, а не просто выводить дважды в день минут на 20 (а, например, с колли — еще и много бегать, эта шотландская пастушья собака в нормальных условиях пробегает в день около 30 километров по пышной траве шотландских холмов и предгорий, овеваемых океанскими ветрами). Иногда собаке требуется выйти в самое неудобное для человека время; значит, владелец должен уметь вскакивать и одеваться почти так же быстро, как пожарный. Всякий знает, что при астме держать кошек в квартире нельзя, особенно пушистых, это вредно людям. Но нельзя их держать и в жарких помещениях, это вредно им, они это переносят с трудом, хотя тепло любят, точнее, любят время от времени погреться. Да и собакам это не полезно. Так что если вы вообще-то любитель “комнатной” температуры градусов этак в 27, попробуйте понаслаждаться ею в шубе — а потом уже удивляйтесь тому, что кот смотрит мутным взглядом, места себе не находит и начинает рваться наружу. Он не за свободу поведения борется, а за свободу дыхания. И жить в тесноте кошки тоже не очень-то любят; замечательно заметил некий специалист по домашним животным, что собаке квартира — это все-таки конура, а для конуры она не так уж мала (это если собака большую часть времени проводит на улице), а для кошки квартира — это весь ее мир, и мир этот, конечно, для вселенной тесноват (4).

Кошка в отличие от собаки предпочитает одиночество, так что любителям окружать себя множеством котов нужно помнить, что от этого у зверушек может возникнуть психологический дискомфорт, а это вам же хуже, потому что в первую очередь он выражается в несоблюдении правил гигиены. И линяют они на нервной почве почти круглый год.

И еще очень важно — хотите ли вы научиться понимать своих меньших братьев, или считаете, что это они должны к вам приспосабливаться? Этого они не могут, умственных способностей все-таки маловато, но могут бояться, озлобиться, начать потихоньку строить пакости, — короче, они переживают эмоциональный стресс, который ломает им психику.

Есть такое правило: наступил зверю на лапу или на хвост — немедленно приласкай, догони (они при этом, как правило, убегают). Ведь они считают, что их наказали, и не понимают, за что, что они сделали неправильно. Погладить ошеломленного зверя, сказав пару слов ласковым голосом, нетрудно, но крайне для него полезно. В этой связи идея тыкать зверька мордочкой в содеянную лужу не выдерживает критики: во-первых, они этого не понимают, во-вторых, в очень раннем возрасте их все равно не приучишь соблюдать чистоту.

Был у нас пес Франтик, довольно взбалмошный и с пестрой родословной: ветеринары смогли раскопать в нем колли, кавказскую овчарку, а далее говорили, что и еще кто-то наверняка имеется. Он умел раскапывать мышиные норы (мышей не ел), но страстью его было древнее пастушеское ремесло. Страшно было смотреть, как он, увидев вдали корову, вырывается (был очень сильный) и мчится ее пасти; рыже-белый пестрый клубок вьется вокруг коровьих ног и неистово лает. Самое странное — корова вместо того, чтобы отбросить его одним ударом копыта, послушно движется в том направлении, в котором он ее понуждает двигаться.

Однажды жила у нас на даче милая девочка лет шести. Все было хорошо, пока мы с ней не отправились гулять по полю, прихватив Франтика. И здесь все было мирно, но вот она увидела в некотором отдалении цветок, который захотела сорвать. Франтик внезапно кинулся за ней с лаем, оббежал и стал прыгать (даже слегка треснул ее по голове лапой), загоняя ее назад. И тут я поняла его, а заодно, наверное, и некоторых других собак-пастухов: в его представлении люди движутся степенно, осмысленно, а животные нет; следовательно, дети, которые на природе движутся беспорядочно — что-то вроде овец, и их нужно пасти, не давая уйти от хозяина. С тех пор, знакомя Франтика с детьми, я это им объясняла и просила постоять смирно, пока он не подойдет и не обнюхает; только после этого можно погладить, но ни в коем случае не занося руку перед собачьей мордой (может неправильно понять). И не носиться при нем с криками туда-сюда. А “понятый” Франтик детей уже никогда не обижал.

Так что добиваясь взаимопонимания с животными, всегда нужно помнить, что они — не люди. Но имеют с людьми много общего в том отношении, что требуют к себе внимания и понимания. У Чехова есть замечательный рассказ о том, как люди (учитель гимназии и его кухарка) учили котенка ловить мышей, и при этом так на него орали, топали ногами и даже лупили, что котенок этот, выросший в вальяжного огромного кота, смертельно боялся на свете только одного — мышей. Конечно, кот — не человек, но нередко приходится наблюдать у людей неприязнь к тем вещам, которым их обучали в школе, не так ли?

…Да, человек нарек имена вещам, растениям и животным и тем самым получил над ними царскую власть. Но царево дело — соединять в своем отношении к подданным милость и истину, а вовсе не наслаждаться своими возможностями делать с ними то, что угодно. Священное право царя — миловать, а не издеваться.
Когда дедушка Крылов в басне “Пустынник и медведь” выводит мораль сразбором выбирай друзей, ее не следует рассматривать как призыв, обращенный только к области человеческих отношений (в басне речь идет о взаимоотношении человека с медведем и о знаменитой медвежьей услуге). Можно, конечно, ограничить смысл басни своими интересами, мол, дружи только с тем, кто не навредит. Это, конечно, правильно, но можно этот смысл и расширить: выбирай друзей так, чтобы ты сам был в состоянии стать их другом, нести за них ответственность перед Богом и миром. И если мы хотим иметь друзей в мире растений и животных, следует подойти к делу трезво, с должным пониманием — и все эти зеленые, цветущие, пушистые, лохматые и хвостатые ответят нам самой горячей взаимностью и самой теплой привязанностью. И в крохотном уголке мира вокруг нас проявятся любовь и милость. А это — то самое, чего ждет от нас Господь, милующий нас всех и помнящий о всех скотах(см. Быт 8:1).

Сноски
1 Небольшая книжка “Об отношении к животным”, выпущенная в 1998 г. центром “Благо” Издательства Московской Патриархии, содержит тексты этих святых; она разошлась мгновенно и сейчас доступна только в библиотеках. Справедливости ради упомянем о том, что преподобный Силуан не рекомендует ласкать животных, но правило это, собственно говоря, относится только к иночествующим.

2 В одном шотландском городке поставили в свое время памятник собаке, которая 14 лет жила на могиле своего хозяина. Жители городка ее кормили все это время. Я знаю случай, когда кот ушел жить на могилу своего хозяина. Его тоже кормили какое-то время, пытались увести с собой, но он упрямо возвращался. Дальнейшая его судьба мне неизвестна.

3 Вот рассказ ветеринара об уникальном случае наказания порока в мире животных. Был двор, в котором царила громадная псина, терроризировавшая всю живность. Однажды бандит напал на кота, который оказался страшно смекалистым: сделал вид, что смертельно испуган и рысцой устремился в глухой угол двора. Пес, нагло ухмыляясь, вперевалочку побежал за глупцом, предвкушая скорую и легкую расправу. Но не тут-то было: кот знал, что в этом углу стоит бочка. Добежал, вспрыгнул, повернулся лицом к нападавшему… две когтистых пощечины, легкий прыжок через спину врага — и котик уже без всякого притворства мгновенно улепетнул, оставив супостата в полном остолбенении. Через несколько дней ситуация повторилась в точности, но этот раз оказался последним: пса хватил инфаркт.

4 Не стоит решать проблему, выпуская котов на улицу (речь о больших городах), потому что там автомобили (видели раздавленных кошек на мостовой? кстати, некоторые автомобилисты утверждают, что кошку или собаку всегда можно объехать или пропустить, так что эти несчастные — жертвы умышленного наезда); злые люди и особо жестокие к животным злые дети; всегда могут оказаться поблизости “деятели” из так называемого треста очистки, охотящиеся за животными и убивающие их иногда даже в присутствии хозяев; злые собаки или стаи одичавших собак — эти и людей не боятся, они страшно мстят за свою заброшенность; наконец, в городах на тротуарах полным-полно всяких злокозненных возбудителей болезней, от которых кошки могут умереть. А если вашу кису просто и благополучно украдут? У меня однажды на даче украли котенка, прельстившись его красотой. Было это лет пятьдесят назад. Жалко до сих пор.


журнал «Альфа и Омега»

 © Сайт Ортодоксия.