ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ
СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
ХРИСТИАНСТВО
В ВЕНГРИИ
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ
ХРИСТИАНСКИЕ ПРАВЕДНИКИ
ВСЕХ ИХ СОЗДАЛ БОГ
ЖИЗНЬ В ЦЕРКВИ
НАШЕ ПРОШЛОЕ
И НАСТОЯЩЕЕ
О ПРИХОДЕ
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ
ЦЕРКОВНАЯ БИБЛИОТЕКА
ДУХОВЕНСТВО ХРАМА
СТРАНИЦА РЕГЕНТА
ЦЕРКОВЬ
И ГОСУДАРСТВО
ВОСПОМИНАНИЯ
И ДНЕВНИКИ
НАШИ РЕКВИЗИТЫ
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
СОВЕТЫ ВРАЧА
ПЛАН ПРОЕЗДА
ФОТО
ССЫЛКИ
ГАЛЕРЕИ
КОНТАКТЫ
Есть ли душа у животных ?
Анастасия Ивановна Цветаева (15 (27) сентября 184, Москва — 5 сентября 1993, Москва) — русская писательница, дочь профессора Ивана Цветаева, младшая сестра Марины Цветаевой.
Много лет (15-20) я, в зрелом возрасте, спрашивала священников и психологов о крайне меня интересовавшей теме – есть ли душа у животных? От психологов я ответа не получила, а священники сочувственно слушали мои примеры о собаках, умиравших на могиле хозяина, и отвечали по-разному, в разном тоне, то мягче, то категоричнее, но все же – отрицательно.
Но если так, что же заставляет собаку следовать за хозяином прочь из жизни? Шире – не только собак. В книге воспоминаний художника Сурикова, если память моя, мне 97 лет, не спутала фамилию, я прочла, как вела себя любимая кошка его старушки-родственницы, умершей в имении, зимой.
Кошка, почуяв смерть и увидев свою хозяйку лежащей на столе, сидела под столом, за спущенными, как занавес, простынями. Когда пришли отпевать умершую, кошка вышла и села у порога. Когда понесли гроб хоронить тут же в парке – кошка пошла за всеми, в лютую метель. Домой есть и жить не приходила, а когда пошли дня через два на могилу, увидели кошку, занесенную снегом, замерзшую, протянувшую вперед передние лапы. Чем, если у животных нет души, объяснить этот факт?
Кто-то сказал мне: «Да, душа, может быть, и есть у животных, но – временная…» Но тут я поразилась уже не кошке на могиле хозяйки, а отчетливо, - дикому сочетанию данного мне человеком ответа: «временная душа», полной несовместимостью этих двух слов и понятий.
А дальше, вдруг – так бывает, когда в тяготу наших тем посылается луч небесный, - мне в руки пришла книга – «Рай и ад». И там я прочла, что блаженный Андрей (их было, помнится, три – в III, IX и X веках, какой из них, не знаю) – «был восхищен до третьего неба» (цитата) и любовался высотой и красой райских деревьев – он увидел за ними силуэты животных, «они перекликались музыкальными звуками, шерсть на них была как бы шелк и цвета зари и неба». В то время как блаженный Андрей стоял и дивился – сверху ему был Голос: «Что ты удивляешься, Андрей? Неужели ты думал, что Бог хоть одной Своей твари даст – тление?»
Прочитав эти нечеловеческие слова, я стояла в состоянии великого счастья. Наконец я получила ответ! Но сразу затуманилась радость. Что, как ответить теперь в Уфу, отцу Александру, мне сказавшему: Мы, кто удостоимся, войдем в Рай – преображенными!
А о преображении животных нигде не сказано. И я написала ему письмо с вопросом: «Могу ли я верить всему, что сказано в книге, изданной в 1903 году (так помнится) и одобренной Синодом?»
И получив в ответ: «да», я списала титульный лист и о блаженном Андрее в Раю, о преображении животных в Вечности, – и стало тихо и светло на свете.
И я еще больше – если это возможно – полюбила животных. Все истории их жизней, мне встретившихся, я собрала в книгу. И улыбнулась сравнению: они живут с нами, как немое кино – действуют, чувствуют, но без слов. Немое кино было таинственно, как они. Разомкнув уста, стало кино грубее. Оправдалось мое давнее «Вы» животным и грудным детям. Совпало с названием моей книги «Непостижимые».
Ребенок на руках матери – бессловесен. Он пришел из Неведомого нам мира, из тайны и воплощения души, из Вечности. Он приглядывается к нам, к нашей жизни. Не понимает ее. Но он учится. И когда, спущенный на пол, бегает, говорит – он утерял свою таинственность. А собака и кошка возле него – таинственность сохранили. В три года ребенок идет в ясли и в детсад. Он уже научился сказать: «Как дам тебе в мойду!» Он сжимает ручку в кулачок – уже стал гражданином своей советской страны, и я, само собой, говорю ему «ты».
А с котами и псами я навеки на «Вы», иначе не получается.
А еще – я вспоминаю где-то давно прочитанное утверждение восточного учения, что человек создан по образу и подобию Божьему, а животные – по образу и подобию – ангельскому.
Да, животные безгрешны. Грех, так знакомый человеку, животным – неведом. И животные, как и ангелы, жалеют нас за эту великую разницу. А о том, как человек обращается с животными, – лучше не говорить. И нет слов.
Из архива А.И. Цветаевой