ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ

ХРИСТИАНСТВО
В ВЕНГРИИ


СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

ХРИСТИАНСКИЕ ПРАВЕДНИКИ

ВСЕХ ИХ СОЗДАЛ БОГ

ЖИЗНЬ В ЦЕРКВИ

НАШЕ ПРОШЛОЕ
И НАСТОЯЩЕЕ


О ПРИХОДЕ

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЦЕРКОВНАЯ БИБЛИОТЕКА

ДУХОВЕНСТВО ХРАМА

СТРАНИЦА РЕГЕНТА

ЦЕРКОВЬ
И ГОСУДАРСТВО


ВОСПОМИНАНИЯ
И ДНЕВНИКИ


НАШИ РЕКВИЗИТЫ

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

СОВЕТЫ ВРАЧА

ПЛАН ПРОЕЗДА

ФОТО

ССЫЛКИ

ГАЛЕРЕИ

КОНТАКТЫ

 


 


  Веб-портал "Ортодоксия" | Венгерская епархия | Офенская духовная миссия

III. ДОМОСТРОЙ

§ 35. О том, чтобы заботливо вести собственное хозяйство

Если ты ведешь частную жизнь в своем доме и ничего не исполняешь, неси обязанности по дому твоему, благодаря которым он содержится в достатке, и не будь беззаботен в этом. Ведь нет у тебя другого дохода для жизни, кроме как от возделывания земли . Сделай себе автургии, как то: мельницы, эргастирии , сады и все, что приносит тебе доход ежегодно и от аренды и [непосредственно] в виде плодов. Насади всевозможные деревья и тростники, от которых будет тебе доход без ежегодных затрат труда. При всем этом ты будешь пребывать в покое. И скот пусть будет у тебя: быки для пахоты, свиньи, овцы и прочие животные, которые плодятся каждый год, растут и умножаются. Все это сделает обильным твой стол, и ты будешь благоденствовать во всем, имея в избытке хлеб, вино и все прочее, зерно и скот, мясной и тягловый. Если ты будешь вести такой образ жизни, то не разоришься. А если будешь беспечен в своей жизни, то во всем этом будет недостаток. Однако стремись к тому, чтобы хорошо распорядиться средствами для жизни. Если же ты будешь беспечным, тогда прислужники твои пожрут твою прибыль и сделают своей собственной. А когда наступит неурожайный год и не родит земля, ты не обнаружишь в амбарах хлеба и прочего зерна для пропитания твоих людей. Если захо­чешь купить, то не найдется у тебя денег. Посмотрев же на своих слуг, станешь раздумывать над их пропитанием: — как их прокормить? Будешь сильно горевать и решишься на то, чтобы пойти и занять продовольстие. Но дающего тебе не окажется. Кого попросишь, тебе ответит: «Поверь, у меня было, но другие до тебя попросили у меня, и я отдал им. Кроме того, что мне необходимо, другого у меня не осталось». И охватит тебя тогда стыд и кручина: стыд оттого, что просил и не получил, а печаль потому, что не знаешь, где взять. Затем ты пойдешь к другому, но и он даст тебе такой же ответ. А если и даст какую-нибудь малость,  то и это под залог, с ворчанием и расчетом получить с тебя чего-либо побольше. Тогда ты займешь номисмы. Скорее всего, если заимодавец отыщется, он, как и многие, попросит проценты и потребует в залог твое владение. Ты же добровольно и с готовностью напишешь ему хартию, оп­ределив и срок. Затем срок наступит. Заимодавец требует сумму с процентом, а ты откладываешь [уплату], так как ничего не имеешь. Он напомнит тебе об этом много раз и, если ты ничего не дашь ему, станет угрожать. Затем, встретив тебя на рынке или в претории, или в церкви в день праздника и желая показать перед народом, что он богат и превосходит тебя, он скажет: «Человече, чем я тебе обязан, что ты задерживаешь мое добро? Хочешь, чтобы я тебя опозорил?» . Он и говорит это для того, чтобы тебя опозорить, и сознает, что уже опозорил. И если ты промолчишь, все скажут, одни тайком, а другие открыто: «Должнику и горя мало»; или: «Тяжки дни должника». А если ты ему ответишь, тогда все засмеются, говоря тебе: «Как тебе не совестно поступать столь бесстыдно с человеком, сделавшим тебе добро?» А тот, обернувшись к ним, скажет: «Вы видите, господа, какое бесстыдство?». После этого, как ужаленный в сердце змеей, ты будешь мучиться много дней и продашь свое родовое имущество или то, которое ты добыл сам с великим трудом и в поте лица, за бесценок отдав его, и возместишь ему долг. Если же ты не сделаешь этого, он получит от тебя и вторую закладную, причем ты обяжешься удвоить процент и процент на процент. И когда вырастет большая сумма, ты будешь молить о сострадании, некогда счастливый, ныне же влекомый в судилище. Я мог бы рассказать и много другого о том же, но хватит с тебя и этого, если ты разумен. Разумному человеку, говорят, достаточно одного слова, а неумного и сами дела не вразумят. Поэтому нужно, чтобы ты был усерден в добывании средств к жизни и с готовностью переносил усталость от трудов, так как справедливо изречение: «В поте лица твоего будешь есть хлеб». И Соломон говорит: «Тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим». Ведь невозможно прожить иначе, как в труде и поту. Не говори : «Верны мои люди, и я не имею к ним подозрения». Когда они находятся на твоих глазах, они верны, а если не находятся, все стараются о собственной выгоде, Человеку от природы свойственно любить себя самого и извлекать выгоду, духовную ли или телесную.
§ 36. О том, чтобы не пренебрегать молитвой для каждого срока дня
Ты слышал, что я посоветовал тебе трудиться и усердствовать в добывании средств к жизни, но не предавайся каким-либо чрезмерным планам и трудам, иначе при этом погубишь свою душу и, пренебрегши Господом, забудешь о церковном псалмопении, совершаемом православными мирянами, а именно: о заутрене и о «четырех часах» , а вместе с тем и о вечерне и о повечерии . Ведь все это существует для устроения нашей жизни. Посредством этих самых литургий  мы показываем, что являемся верными рабами Господа. Что до того, чтобы признавать Бога, то признают, что он есть, и неверные, и бесы, да [вообще] все. Нужно, чтобы ты совершал не только эти литургии, но, если можешь, творил бы и полночную молитву, произнося хотя бы один псалом , так как в этот час ты можешь без помех беседовать с Богом. А помолясь, отдохни. Ведь наедине беседовать с Богом — не труд, а скорее радость. Точно так, как я призываю тебя быть рачительным во всем, относящемся к бренной жизни, так я желаю, чтобы ты был заботлив и в отношении духовного, дабы благодаря тому и другому ты исполнился надежд. И вообще я хочу, чтобы ты был выдающимся в выполнении всего должного. И не говори: «Такой-то не посещает церковной службы, а процветает», так как ты не знаешь, что он делает втайне. Ведь некоторые, тайком творя добро, укрылись не только от людей, но и от дьявола. Ничего удивительного, если преуспевают и некоторые беспечные и дурные люди. Евреи, еретики и сарацины и вообще многие другие люди живут, ни догматов не ведая, ни надежд на Господа нашего, Иисуса Христа, истинного Бога, не возлагая. И некоторые из них благоденствуют, повелевают народами и пользуются добротою господней. Но мы не завидуем их благоденствию, так как доброта Господа управляет всем, следуя решениям, которые он [один] ведает. Твори также милостыню, и не останется она втуне. Ведь язычник Корнелий, живя в полном неведении не только догматов, но и самой малости [христианского] учения, однако по побуждению правого разумения творя благо пред лицом Господа, услышал следующее: «Корнелий, молитвы твои и милости твои пришли на память перед Богом».
§ 37. О том, чтобы не брать на откуп налоги в целях наживы
Не вздумай взять на себя откуп налогов. Вообще не берись за службу фиска, иначе лишишься куска хлеба и оставишь своим наследникам заботы вместо доброго наследства,  и пребудут они в постоянной тревоге. Расскажу тебе историю, которую мой отец как очевидец поведал мне. Был у него племянник, протоспафарий  и стратиг Иоанн Майос, разумный и деятельный, имевший в изобилии все, и деньги и всякое добро. Однажды пришло ему на ум взять в качестве службы [фиска] эпискепсис  Аравис- са. Когда же Майос советовался с отцом, тот отговаривал его от этого. Но Майос показал ему на дома жителей столицы и сказал: «Все эти дома построены благодаря службам фиска». После того как отец  уехал в провинцию, тот, взяв эпискепсис, отбыл. Через несколько лет, приехав в столицу и отправившись повидаться с Майосом, он не нашел того в его доме. Вестиарит Майоса, взяв отца, привел к св. Павлу , в орфанотрофию . И отец увидел Майоса сидящим в качестве заключенного в темной камере, как говорили — в колодках, проливающим слезы и потерявшим надежды на жизнь. У него не хватило шестидесяти литр, а их с него потребовали . Так он и не нашел спасения, а остался должником и после своей смерти. Ты также сам знаешь, как пострадали многие другие из-за этих служб казначейства. Они лишились чинов и собственного имущества.  Тем не менее, твои друзья или твоя жена скажут тебе по неопытности: «Возьми хотя бы службу заместителя или архонтию , или василик нашего округа, и ты получишь возможность и о себе позаботиться, и о своем доме, и о своих людях». Но ты не слушай их. Если они убедят тебя и ты возьмешь на себя какую-нибудь из этих служб, послушай, что с тобою случится. Если ты постараешься обставить казначейство и возвратить свои затраты, то уменьшишь и ругу  твоих людей и в конце концов отдашь последнее, чего и не взыскал. А если ты будешь вести дела справедливо, можешь запутаться. Впрочем, что я говорю: «справедливо»? Какой сборщик податей справедлив?! Вместо того чтобы ты служил для всех посредником и миротворцем, вместо того чтобы все шли к тебе послушать доброе слово, все, напротив, убегут от тебя. Ведь кто не бежит от сборщика податей? Далее. Явится человек василевса и потребует у тебя животное в счет ангарии. Ты же одного как друга постесняешься, другого — как родственника, третьего — как лицо могущественное и пошлешь своего человека взять или номисмы или оболы , а человеку василевса скажешь: «Не нашел». И тот, схватив тебя, может быть, отстегает и опозорит тебя в твоем округе. Там, где ты должен быть почитаем, будешь обесчещен и повлечешь этот позор из рода в род. А если ты не пощадишь никого,  а подвергнешь ангарии, тот уедет. Но ты сделаешь врагами твоих друзей, и если не все они будут причинять тебе зло, то хотя бы один из них сможет навредить тебе, пользуясь помощью других. Те же, с кого ты взыскивал до десяти либо пятнадцати лет или аерикон, или что другое, не только несправедливо, но и справедливо, будут таскать тебя по фемным судьям. Если даже ты складно защищаешься, судья — не пророк. Он допросит тебя и приведет к клятве. Если ты поклянешься по справедливости, чего я не хотел бы, все будут сетовать на тебя и презирать тебя; а если не поклянешься, совсем убежишь — и поневоле скроешься, обесславленный и проклятый.
§ 38.0б отношениях частного знатного лица с правителем области
Если есть в местности верховный глава, являйся к нему, но не часто. Приходи к нему изредка, говори подумав, что надо, а если не спрашивает, молчи. Из съедобного же и из напитков, что дал тебе Господь, посылай и ему и его людям по своим возможностям. Ес­ли он станет поступать несправедливо и люди общины придут к тебе, говоря: «Ты — наш повелитель , почему не заткнешь  ему рот? Мы все пойдем с тобой, и ты поговори с ним в открытую. Не бойся: мы ведь будем с тобою!», — ты не соглашайся с ними ни в ко­ем случае. Ведь коварные люди, услышав это, усмехнутся про себя, тебе же будут льстить, превознося тебя до небес. «Твой отец, — скажут они, — был такой справедливец, что и доныне похвалы его имени на устах у всех». Пленив твой слух такими речами, они тотчас, когда ты согласишься с ними на это дело, убегут и донесут начальствующему. «Мы, — скажут, — храня тебе верность и повиновение и будучи к тебе очень расположены, сообщаем тебе, что видели и слышали. Такой-то (называя тебя при этом) возбудил против тебя весь город. Утром он явится против тебя со всем народом. Возможно, они пойдут и на убийство и умертвят тебя». Тот же, услышав это, обратится в бегство, думая, что они говорят правду, и напишет василевсу против тебя как против возмутителя народа и мятежника, и вопреки справедливости ты будешь уничтожен. А если он не труслив, он позволит тебе прийти с народом к преторию и, схватив тебя, вразумит поркой и остриженном волос . Недавно восхвалявшие тебя убегут, а смотрящие на тебя скажут: «Из-за нас он страдает ныне» — и с печальным  видом удалятся. А ты, обращая кругом свои взоры и не находя никого из тех, которые прославляли тебя, молвишь, обвиняя себя самого: «Увы, моему безрассудству!» Начальствующий же, желая успокоить общину, подзовет их и ска­жет: «Я знаю ваше расположение, которое вы проявляли ко мне и к бывшим до меня, и не имею ничего против вас, а считаю вас как бы детьми своими, так как не по вашей вине случилось это. Прови­нился же этот возмутитель, а вы — мои друзья». Сказав это или еще больше, он отпустит их, задержав выдающихся из них для обеда и обольстив их разум, убедит их побольше наговаривать на тебя. Нужно тебе остерегаться всего этого. Я ничуть не советую тебе не вступаться за область и за общину, так как не вступающийся, но способный помочь и не сочувствующий, содействует обидчикам. Поэтому вступайся и ты, но не возбуждая волнения, с благоразумием, добрым обхождением и в одиночку. И будут тебя уважать. И обидчик устыдится скорее наедине с тобой, чем при народе. А если случай требует говорить открыто в присутствии народа, говори, но без дерзости, так как видящий обиженных и не вступающийся за них является сам клеветником. Если ты имеешь титул, чти его, что­бы и он приносил тебе честь. Если же не имеешь, старайся, чтобы тебя почитали, как тех, которые имеют титул,  и еще больше, чем их. Если будет наложена какая-нибудь эпирия  василевса и все, собравшись, придут к тебе, чтобы ты установил долю каждого, ты не устанавливай, а скажи им следующее: «Устанавливайте вы, как умеете, в моем присутствии». И пусть устанавливают другие .Тогда ты можешь и друга своего избавить от налогов, и человека твоего, и облегчить бремя для просившего тебя [об этом]. И никто ничего не скажет. А если и раздастся упрек со стороны общины, он обратится против устанавливавших, а тебя хула не коснется. Если же ты будешь устанавливать [доли], то не сможешь ни другу, ни своему человеку доставить облегчения  и на тебя будут ворчать, как на поступившего вопреки порядку. А если ты освободишь от взыскания своего человека, они раскричатся на тебя, называя взя­точником и вычеркивателем. Польза для тебя состоит в том, что­бы ты ничего не вымогал у общины, напротив — жалей и помогай людям общины, чем можешь. Ведь если мы укрываемся от людей, то от Неусыпного ока укрыться не можем.
§ 39. О том, чтобы не помещать друга в своем доме
Если у тебя есть друг, живущий в другом месте, и если он проезжает через город, в котором ты живешь, не помещай его в своем доме. Пусть он разместится в другом месте, а ты пошли ему все необходимое, и он будет относиться к тебе лучше. А если ты пом­стишь его в своем доме, послушай, сколько неприятностей случится с тобой. Во-первых, твоя жена, твои дочери и снохи не имеют возможности выйти из покоев, чтобы сделать необходимое в своем доме. Если же крайняя нужда принудит их выйти, твой друг вытянет шею и будет на них пялить глаза. Даже если ты будешь стоять рядом, тебе будет казаться, что он наклонил голову, а он с любопытством воззрится на их походку, округлости, стан, глаза да, попросту говоря, осмотрит с головы до пят. Наедине со своими домашними он будет передразнивать и высмеивать их. Далее, он опорочит твою прислугу, стол, порядки, будет расспрашивать  о твоем имуществе, имеешь ли то или это. Да что много говорить? Если найдет возможность, то будет подавать любовные знаки твоей жене, посмотрит на нее распутными глазами, а если сможет, то и соблазнит ее. А если и нет, то, удалясь, будет хвастать, чем не должно. А если и он не скажет, то враг твой при ссоре выкрикнет... твоей жены сообщит тебе(?). Впрочем, так как мы намереваемся со­ставить сочинение для женщин о том, как они должны себя вести, то я смогу там сказать обо всем, ты же довольствуйся этим . Но поскольку я вспомнил об одном случае, к нему я и сведу поучение, так как нужно, чтобы ты проявлял постоянное попечение и о дочери и о жене своей. У одного знатного и богатого человека, выдающегося чинами и благородством и имеющего дома в столице (его имя я намеренно опускаю, так как он еще жив), есть жена из благородной семьи, сестра стратига, с красивой внешностью, а еще более тогда прекрасная душою, украшенная разумом и добродетелью и сведущая в Священном писании. Василевс , услышав о ней, много раз отправлял к ней [посыльных], желая сойтись с нею и обещая и ей и ее мужу титулы и многие другие блага. А муж ее не знал об этом. Затем василевс посылает его судьей фемы, но, не сумев уговорить ее, отступился. Через три года, прибыв из фемы, ее муж радовался возвращению в свой дом. На улице же какой- то миловидный юноша из знатных выдавал себя за ее родственника. Затем, уже во дворце, он говорит ее мужу: «Я родственник госпожи, жены судьи» . Много и другого ему наговаривая, он добивается дружбы судьи, и судья приглашает его [в дом]. Тот же прельщает судью и становится близким другом его самого. Да что много говорить! Юноша сожительствует с нею, некогда счастливой, ныне же несчастной. Когда о случившемся стало известно, уныние и печаль охватили ее мужа и родственников,  а еще более позор. А юноша похвалялся этим, как одним из подвигов Геракла. Чего не мог достигнуть василевс, обещая титулы и богатство, то сделали знакомство и друг.
§ 40. О том, чтобы никому не доверять свою тайну
Я хочу, чтобы ты всех любил, но тайну свою не сообщай никому, так как это очень опасно. Как только ты скажешь кому-нибудь о своей тайне, ты станешь его рабом. Он навредит тебе всячески и оскорбит тебя, а ты не осмелишься возразить ему. С какой стати ты добровольно предашь свою свободу? Само собою, ты скажешь: «Он человек добродетельный и не предаст мою тайну». Но ты не знаешь, что, сообщив ее чужим ушам, ты уже пренебрег ею, так как входящее в уши выбалтывается устами. Итак, нельзя никому сообщать свою тайну. Подобное говорит и пророк: «От лежащей на лоне твоем стереги это».
§ 41. О том, чтобы осторожно выбирать себе друзей
Посещающие твой дом пусть будут людьми порядочными и не любопытными, так как любопытный изучит порядок твоей жизни и, разузнав о недостатках твоего дома и отметив их, как в поминальнике, скажет тебе о них во время ссоры. Некоторые люди,  известные как смутьяны и совратители людей бесхитростных, заводят друзей для того, чтобы использовать их в качестве помощников для оправдания своих несправедливых поступков. Советую тебе не иметь подобных друзей, так как тот, кто имеет такого друга, сам ему подобен. Дурной человек и обидчик нуждается как в защитнике в таком друге, чтобы, когда обиженные потребуют свою собственность, он вступится за него. Не возлюби такого человека, если согласен любить добро, ибо благо не является благом, если дружит со злом. Может быть, ты приведешь мне изречение Давидово: «С не­навидящими мир жил я в мире». Но он не сказал: «любя их», а «жил в мире», т. е. молча перенося их хулу и поношения. Я также не говорю тебе: «Если они дурные люди, то воюй с ними и досаждай им»,     но: «Дозволь им пустословить». Если же они с силой нападут на тебя, не трусь, борись с ними, если даже они знатные люди, и обрящешь Бога своим соратником. Вообще не имей другом дурного человека. Он ввергнет тебя в злую годину, его пагубные советы опутают тебя, как тенета птичку, и тогда ты вспомнишь о моих словах.  Врагу твоему, даже если он прикинется твоим другом, не доверяй, гак как он хочет провести тебя. Даже если он проливает слезы перед тобой, то делает это не потому, что расположен к тебе, а потому, что его постигли кручина я нужда. Если можешь, окажи ему милость, не пренебреги им, дай ему и психикон , если у тебя есть, и и вызволи его из [трудного] положения, в котором он находится, что­бы Господь избавил и тебя от горестей. Позаботься о нем, но не делай его близким другом. Я знаю, ты можешь перечислить некоторых, которые от великой вражды перешли к великой дружбе. Однако и этому бывают разные причины: или из страха перед ним молчит враг его, или из-за нужды в его помощи, или, обольщая его, хочет ему напакостить, или высший промысел удерживает его, и он помалкивает, хотя и против воли. Возможно, впрочем, что он и с открытой душой проявляет любовь, но это редко бывает — на десятки тысяч один [такой] отыщется. Запомни мои слова: старый враг не станет новым другом. Если у тебя есть возможность творить добро своим врагам, не медли, а твори его. Пренебрегай оскорблениями, касающимися тебя, но не пренебрегай ими, если они касаются святых икон и христианских святынь. Насмерть борись за благочестие. Благом является жалеть и дурных и хороших. Если будешь сострадать, обретешь вышнюю награду.
§ 42. О любви и помощи истинным друзьям и близким людям
 Помни, сын мой, во счастье своем о человеке, пострадавшем за тебя, так как забывший об этом забывает Бога. Помни о руководившем тобою и о боровшемся за тебя в годину испытаний, помни о старом друге твоего отца. Помни в успехе своем о своих родственниках, твори им благодеяния. Помни о них, и Господь будет помнить о тебе. Может быть, чтобы облагодетельствовать их, тебе и дарован успех. Помни, что непостоянны ни радости, ни печали, все течет и находится в движении. Пока у тебя есть время, докажи — каков ты, чтобы потомки тех, кого ты облагодетельствовал, узрели твои благодеяния как бы увековеченными на колонне. Добро ли, зло ли ты сотворишь, ничто не будет забыто, а окажется перед гла­зами Господа для воздаяния. Пусть твоей целью и стремлением бу­дет творить добро, причем не только друзьям, но и врагам твоим, и не причинять зла. Желая проявлять сострадание, не уклоняйся от [этого ?], сын мой. Не только дела, но и помыслы людские — пред лицом Господа. Пусть думы твои будут обращены к добру, и Бог будет творить его вместе с тобою.
§ 43. О том, что может уронить достоинство, и о разных житейских опасностях
Не уподобляйся недорослям, берегись этого, чтобы не мучить укорами свою собственную душу. Под недорослями я разумею людей, которые мыслят и поступают, как юнцы, хотя и дожили до старости. Вор да не будет твоим приятелем, так как, если даже ты и не будешь помогать ему, хулы не избежишь. Не имей своего врага попутчиком. А если, вопреки ожиданиям, встретишь его на дороге, тотчас расстанься. В реке не храбрись. Под обрывом или у подножия гор не селись: сорвется камень и обрушится на твой дом, ты и не почуешь, как дом тебе и всей семье окажется могилой. Многих я знал, пострадавших таким образом. Где не знаешь дороги, не совершай пути ночью. Свежих грибов не ешь, потому что из-за них много домов опустело. Тот, кто переходит через замерзшую реку или озеро, может в любую минуту встретить свою смерть. Переезжающий через деревянный мост верхом может и сам искалечиться и коня своего погубить: если сгнившее бревно проломится или покатится или конь чуть поскользнется, тогда он припомнит мои слова. Не старайся наедаться до пресыщения. Дети твои пусть изучают науки и светские и божественные.
§ 44. О необходимости совмещать исполнение должности в провинции с заботой о своем доме
Не отказывайся исполнять должность и осуществлять власть в феме. Знай, что  чин  — благословение Божие. Не смей поступать дурно при отправлении должности. Распоряжайся, но заботься также о своем доме и его процветании, так как, когда кончишь исполнять должность, дом твой примет тебя и в нем ты найдешь отдохновение.
§ 45. О воспитании детей
Сыновья и дочери твои пусть чтут тебя. А ты уважай их и не пренебрегай ими, хоть они еще малы, ибо чему они у тебя научатся, так и будут поступать. Но уважай и себя, так как себя не уважающий не будет уважать и других. Не будь дерзок, ибо всякий, кто дерзит в неразумии, впоследствии раскается. Чти старца и юношу, и будешь чтим и ими и их Создателем. Входя в церковь, не пяль глаза на красу женскую, а, низко склонясь, смотри на алтарь.
§ 46. О пользе чтения и учения
Читай много — и узнаешь много. Если не понимаешь, не отчаивайся. Не один раз прочтя книгу, обретешь знание от Бога и поймешь ее. А чего не знаешь, спроси у знающих и не гордись. Именно потому людям и не хватает знаний, что они не хотят спрашивать и учиться. Когда кто-нибудь говорит, не мешай ему закончить свою речь. И если добра его мудрость, ты воспользуешься ею, а если негодна, то и тогда извлеки пользу, порицая ее. Исследуй Священное писание, как Господь повелел, но не слишком любопытствуй при этом . Не спи и не останавливайся в доме, в котором, как ты знаешь, есть змея, малая ли или большая.
§ 47. О милостыне и о просящих взаймы
Если кто попросит тебя дать ему милостыню, подай ее с готовностью и не медля. Если он твой друг, будь благодарен Богу, что помог другу своими руками. Если же это твой враг, [то благодари Господа, что] обратившись к тебе, враг получил от тебя. А если это незнакомец, считай, что это был Христос, и благодари его. Когда же кто-нибудь попросит у тебя в долг, то, если он хочет этого для выкупа пленных или по какой другой крайней необходимости, дай ему, что можешь. Даже если он сам не отдаст [тебе долга], то Господь вдвойне вернет тебе это; только не давай ради процентов или постыдной прибыли, или ради сатанинской страсти. Если же ему нужно это для того, чтобы взять на себя службу фиска, или купить рабов или владения , или что-нибудь другое, либо ради торговли, не давай ему. Иначе ты потеряешь свое добро и сделаешь своего друга врагом. К тому же берегись таких, которые захотят  занять у тебя с целью обмана. Ведь многие таким образом лишились своего хлеба, и послушай — как. Желающий занять с такой целью вначале не просит о займе, а посылает тебе какие-нибудь продукты, например зайцев, куропаток или рыбу, либо что-нибудь другое, а также ароматное вино. Затем он сделает это и во второй и в третий раз, пригласит тебя и однажды и дважды, как будто из любви к тебе. Потом он покажет тебе достаточно золота (которое он занял у другого) и скажет тебе: «Я приготовил это для такой-то торговой сделки, но они не желают этого чекана, а хотят того» (какой, как он думает, у тебя есть). «Я знаю, — скажет он, — что у тебя есть, и если ты меня любишь, дай мне, чтобы я не погубил сделку, так как надеюсь извлечь большую выгоду, а завтра или в конце недели ты получишь свое вместе с большим подарком». Если он и не это скажет, то что-нибудь похожее, например: «У меня есть такая сумма номисм на руках, как ты знаешь», но, дескать, «ключ от шкатулки потерян». Либо заявит: «Вчера пришел мой друг, и я отдал ему столько-то литр, а нынче сам нуждаюсь. Дай их мне. За мной ничего не потеряешь». Одним словом, разглагольствуя подобным образом и очаровав тебя, а вернее одурачив, он возьмет у тебя взаймы при полном твоем доверии. Скорее всего, ты сам вспомнишь о посланных им тебе яствах и о богатых трапезах, еще и продолжая на них надеяться. Он же, получив [деньги], сочтет твое добро собственной прибылью. «Благословенны, — скажет, — зайцы и прочее, что я послал ему, и угощения любезны, которые принесли мне столько золота». А вскоре он начнет отдаляться от тебя. Затем станет прятаться от тебя. Ты напомнишь ему, чтобы отдал, а он словами одарит. Раненько утром ты придешь к его двери, а он не даст ясного ответа, и ты уйдешь в огорчении. Если же ты явишься к нему неожиданно и захочешь говорить с ним, он выставит какой-нибудь иной предлог, будто бы он ссорится с кем-то другим или в печаль погружен. А если ты, дойдя до крайности, скажешь ему что-нибудь, он ответит тебе: «И не стыдно тебе принуждать меня из-за тех поддельных, неустойчивых номисм. Если бы я знал, что ты такой, я бы и не взял их у тебя. Ведь я, — скажет, — товар свой не продал». И, наговорив что-нибудь другое, похожее на правду, отошлет тебя с пустыми руками. А затем еще скажет: «Поверь, те яства, которые я посылал тебе, и угощения, которые я истратил, и благовони, которыми ты умащался и которые возжигал, стоили много дороже. Чего мне с тобой церемониться?» И все это он внесет в счет. Но ты захочешь получить хотя бы половину, а он не даст тебе, будет хулить тебя и всячески поносить. Да что много говорить! Он станет твоим злейшим врагом, изрыгающим против тебя пламя. Такие уловки пускают в ход должники. Другие же, побратавшись [с тобой], используют кумовство, будут сватать зятей и снох и, наобещав сверх возможного, пойдут на любой подвох, чтобы лишить те­бя твоей собственности. Остерегись посему таких людей. Я возне­навидел две породы людей: и скупца и расточителя — расточителя за то, что он, ничего не имея и будучи беден, тратит свыше своих возможностей, скупца же [за то, что он скупится], хотя у него всего в избытке. Я считал несчастными и того и другого. Ты же, если те­бя одарил Господь, не будь скупцом, а с охотою подавай умеренно от благ своих. Но не мимам, сквернословам и льстецам, а славным людям, друзьям и обездоленным. Если захочешь подавать милостыню, подавай ее в любое время — вечером, утром и в полдень. А если желаешь поднести подарок, не дари после обеда, так как подумают, что ты сделал дар в опьянении. Дари предпочтительно утром. Для милостыни же срока не назначай, подавай ее, как только тебе об этом явилась мысль, ибо, если будешь медлить, дьявол станет тебя удерживать.
§ 48. О некоторых нормах поведения и управления домом
Двери твоего дома пусть будут обращены на восток, чтобы через них входил свежий воздух. Твои верховые животные пусть будут упитанными, так как не знаешь, что может случиться. Ленивого раба не имей. Почаще беседуй с монахами; хотя они и простецы, не осуждай их. Ведь божественные апостолы хотя и были невежды в слове, но мир просветили. Прислуживающих тебе свободных, если можешь, облагодетельствуй, и если, облагодетельствованные тобою, они пожелают уйти от тебя, не насильничай над ними, так как это несправедливо. Вина старайся производить побольше, пей же его поменьше, ибо обуреваемый [этим] демоном  раз в месяц или в год теряет разум, отчего вся его жизнь — во мраке. Не убей. Не слушайся совета убить, хотя бы и того, кто замышлял убить тебя. Ибо всякий, взявший меч, мечом погибнет» . Не стремись узнавать [свое] будущее у прорицателей . Оно сбудется, хотя бы ты и не знал [о нем]. Если [тебя ждет] плохое, то какая тебе польза заранее сокрушать себя печалью и мучиться? Не клевещи на невинного ни в уголовных, ни в имущественных исках. Да что я говорю — «на невинного»? Даже и на виновного! Наоборот, лучше охраняй и скрывай его, если это не нанесет ущерба василевсу и многим другим лицам. Амулетов не носи, кроме креста или святой иконы, или мощей святого. О снах не размышляй и вооб­ще не верь им, хотя бы они были и божественными. Если будешь так поступать, то будешь в безопасности, ведь многие из-за этого погибли.
§ 49. О том, чтобы соблюдать меру в дружбе
 Не поручайся никогда ни за кого, так как многие, поручившись, попадали в беду. Даже если это твой близкий друг, не поручайся за него. Впрочем, дай ему, если у тебя есть, то, в чем он нуждается, и укрепишь любовь. А если поручишься, и то, чем поручился, отдашь, и друга своего потеряешь, и неразумным прослывешь. Друга своего люби и всегда протягивай ему руку, но берегись оскорбить его насмерть. Если же он не один раз станет говорить тебе, что, мол, выпьет яд или что другое пагубное, если посоветует тебе что-нибудь дурное, да не будешь ты сбит с толку его советом. Если хочешь знать, то многие погибли из-за любви к друзьям, погубили не только деньги и тело, но и самые души.
§ 50. О разуме и богатстве
Великое дело иметь много слуг, но сильнее и значительнее разумный, хотя и лишенный богатства. Ведь некий мудрец говорит: «Богатством своим человек выкупает жизнь свою». Хорошо сказано, но я бы добавил, что многие, помышляя о богатстве, погубили собственную жизнь. Я ничуть не хулю богатство, но предпочитаю благоразумие. Ведь благодаря разуму Божьей милостью мы то же самое добываем, сначала творим в мыслях, а затем создаем вещественное (?).
§ 51. Об отношениях с ближайшими родственниками
Молись, чтобы не иметь врагом своего сына или зятя, или брата. Если ты накажешь его, все будут осуждать тебя, [даже] сам Гос­подь, да и ты сам позднее упрекнешь себя, побежденный состраданием. Если тот дурно поступает с тобой, ты понесешь ущерб, но и он тоже — от Бога. И опять-таки ты был бы опечален при его погибели. Опозорившаяся дочь совершила проступок не только против самой себя, но и против родителей и против всех, принадлежащих к ее роду. Держи дочерей в затворе, как осужденных, подальше от чужих глаз, дабы не очутиться в положении как бы ужаленного змеею.
§ 52. О разумном расходовании своих средств
Заботься прежде всего о необходимом для твоего дома и лишь потом — об излишнем, так как, если купишь сначала излишнее, ты в конце концов продашь его, чтобы купить необходимое, которого не хватит. Необходимое — это то, чем мы поддерживаем существование, излишни же, например, дорогая утварь, мягкие постели, золоченые кровати  и прочее. Пока ты беден, не принимайся за строительство, иначе нагрешишь с долгами и раскаешься. Лучше насаждай виноградники и возделывай землю, которая даст тебе свои плоды, и ты без печали | будешь питаться ими. Когда же ты будешь иметь в избытке все это, начинай строить. Деньги ведь возведут дома да кроме них — Господь. Многоприбыльным ремеслом, угрожающим тебе позором или опасностью, не занимайся, хотя бы ты и был в нем весьма искусен. Это, например, подделка и обрезание номисм  изготовление фальшивых документов , подделка печатей  и тому подобное.
§ 53. О принятии духовного сана
К этому добавлю тебе и такое увещание. Если ты вступаешь в духовное сословие, чтобы стать митрополитом или епископом, не бери на себя этого, доколе после поста и бдений не откроется тебе свыше и ты не получишь от Бога полной уверенности. Если медлит Божье знамение, мужайся, жди и уничижай себя пред лицом Господа — и узришь. Только жизнь твоя пусть будет чистой и свободной от недозволенных страстей. Да что я говорю: «митрополитом»? Если ты будешь избран, чтобы воссесть на патриарший трон, не смей брать в руки бразды святой церкви Божией без божественного видения. Достигнув же этого, не прославься как человек, окруженный телохранителями, и накопитель денег, как помышляющий о золоте и серебре и о роскошных трапезах. Напротив, пусть твое попечение обратится на то, чтобы напитать сирот и вдов, на больницы, на выкуп | пленных, на то, чтобы утверждать мир и предстательствовать за слабых, а не на то, чтобы прибавлять дом к дому, присоединять поле к полю и отнимать имущество ближнего, выдвигая предлог: «Не для детей моих я увеличиваю это, но для Бо­га и моей церкви». Я видел некоторых архиереев, рассуждающих подобным образом, и удивлялся козням дьявола — как он обманывает нас притворным благочестием. Ибо скажу тебе: святой Николай , святой Василий и другие, пока жили в сем мире, разделили среди бедных свое имущество и проповедовали бедность. Ныне же, обретя Царство Небесное, нуждаются ли они в том, чтобы грабили бедных? Боже избавь! Когда я посоветовал тебе просить Бога, чтобы он удостоил тебя лицезреть божественный лик, который поощрил бы тебя на священство, берегись, как бы не узреть вместо благого ангела ангела злого . Прочти также блаженного Кассиана и узнаешь, что претерпел он, как и знаменитый Ирон, и Месопотамии , и многие другие аскеты. Будь как только можно быть богобоязненным в отношении всего божественного. Послушай, что говорит блаженный Григорий: «Благо  отступить немного перед Богом, как знаменитый Моисей в древности и Иеремия впоследствии, и спешить с готовностью, когда Он зовет, подобно Аарону и Исайе», но в благочестии [совершая] и то и другое: первое — из-за собственной слабости, второе — по причине могущества зовущего. Пусть рвение твое днем и ночью направляется на божественное и на то, чтобы доставлять успокоение бедным и богатым.
§ 54. О родных людях и о совершенстве в своем деле
Родственников своих не забывай, иначе будешь забыт Богом. Да и есть ли для тебя нужда в том, чтобы много говорить об этом? Будь всем для них всех, и Бог воздаст тебе. Если ты займешься каким-либо новым занятием, старайся изучить его в совершенстве и не окажись в нем недоучкой. Если ты способен приобрести навыки во всех занятиях, то приобретай. Но не позволяй себе менять на иное занятие то, которым ты занимался сначала, если оно не постыдно или убыточно, так как это не принесет тебе выгоды. Так, мо­ряк не может быть стратиотом, потому что, став им, он погиб бы, а нотарий не мог бы быть кузнецом, и так далее. Если же кто, сменив подобным образом род занятий, и отличился, то это редкость. Повторяю, не позволяй моряку ездить на коне, так как он не будет заботиться о нем. Ведь судно не ест и не пьет, а он думает, что и конь будет служить, подобно судну.
§ 55. О том, чтобы лечиться без услуг лекарей
Моли Господа, чтобы не попасть в руки лекаря, даже если он очень искусный, так как он наговорит тебе, чего не надо. Если твоя болезнь незначительна, он ее как только может усилит и заявит: «Дорого стоят нужные тебе травы, но я тебя вылечу». Получив же от тебя номисмы, скажет: «Не хватит этого для покупки». Поэтому получит еще. | Желая же обобрать тебя , он посоветует тебе есть то, что противно твоей болезни, и разожжет ее еще больше. Снова подлечит и опять усилит боль, и, сделав так много раз, повытянет из тебя все, что ему нужно, и едва наконец вылечит. Итак, если ты не хочешь попасть в руки врача, ешь за обедом досыта и воздерживайся за ужином. Тогда не отягчит тебя залежалая материя в твоем желудке. Если постигнет тебя болезнь, постись и лечись без лекаря. Поразмысли, отчего на тебя напала хворь. Если от холода, согревайся. Если от обжорства, воздерживайся от пищи. Если от усталости или от солнца, отдыхай — и с помощью Божией вылечишься. Пластыря же на свой живот никогда не накладывай, потому что, если ты его наложишь, он, может быть, поможет тебе дня на три или четыре или даже на неделю, а затем, напротив, будет тебе вреден. Микстуру или противоядие, или отвар какой бы то ни было не пей. Я знавал многих, умерших от отваров, а их считали самоубийцами.Если же ты хочешь выпить [что-нибудь], чтобы подлечить свой желудок, пей полынь. Если ты страдаешь печенью, пей ревень и ничего, кроме этого, так как очень вредны отвары, особенно для молодых. Пускай кровь  трижды: в феврале, мае и сентябре, отдыхай , и больше ничего. Если же болезнь не отступает, то всякое время подходит [для кровопускания].
§ 56. Разные житейские советы
Своих сыновей и дочерей бей не палкой, а словом, чтобы их не били чужие. Крайне важно изучать и понимать природу вещей и поступать должным образом. Некоторые, ставя перед собой высокие цели, терпели неудачи, а другие негаданно и непонятно каким образом совершали великие дела. Поэтому нужно хвалить [людей] или хулить не за их удачу и неудачу, а за намерения и поступки. Не будь высокомерен, сын мой, хотя и достигнешь великого. Помни поговорки: «Мерзость перед Господом всякий надменный сердцем» и: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Вор имеет дело с господином имущества, блудник противостоит мужу блудницы, а высокомерный имеет врагом самого Бога. Если ты стратиот, будь храбр на войне, хотя и можешь погибнуть. Помни, что на то ты и стратиот и что никто не бессмертен. Однако избегай трактирной ссоры, так как если умрешь от раны, то не избежишь позора и после смерти. Где не извлекаешь выгоды ни для души, ни для тела, не трудись. Если ты хочешь, чтобы твою тайну не выболтали, пиши о ней сам, а не через своего нотария. | Стремись своими добродетельными поступками принести почет и славу своим родителям. Если кто притворяется, превознося тебя до небес, а отца твоего поносит, тот бесчестит тебя самого. Ведь лев рождает льва, а лисица — лисицу. Берегись, когда беседуешь с женщиной, хотя она и кажется скромницей. Не будь с нею на короткой ноге, так как не избегнешь ее сетей: глаза твои затмятся, сердце твое взволнуется, и будешь ты сам не свой. Ведь тремя средствами одолевает тебя дь­вол: ее взорами, ее речами и ее прелестями. Великое дело — противостоять этому. Весьма гневливые впадают в великие прегрешения, так как не ведают, что творят. Иные, увлекаемые желанием, как бы теряли равновесие и низвергались в пропасть. Стремись не к наслаждениям, а к похвальному и достославному. Хотя это и кажется трудным, зато ты долго будешь благоденствовать и телом и духом. Мужайся, нет блага без труда, без шипов розы, а без пота успеха. Лежа в постели, обдумывай пережитое [за день] и так копи опыт на будущее. Не глупцы это делают, а умные и сведущие люди. Неразумный же, рот разиня, высматривает, где угощенье и звон цимбал. Когда же нет ему потребного, он бродит угрюмый, словно потерял единственного ребенка . Он пойдет на любой подвох (?) и коварство, чтобы получить от тебя что-нибудь. А если не получит, то придумает сон, предрекающий [тебе] великие блага, и, прельстив тебя речами, извлечет у тебя из-за пазухи, как крючком, золотишко, а отойдя от тебя подальше, начнет чваниться, унижая тебя. Будь внимателен к делам и умных и глупых — почему они так поступают и от чего пострадали. Клясться вообще остерегайся, справедливо ли или несправедливо, хотя бы тебе грозил огромный вред. Если ты поклянешься справедливо, то пренебрежешь словами сказавшего: «Не клянись вовсе», а если несправедливо, то найдешь смерть и погибель. Блажен тот, кто не клялся. Не скажи: «Милостив и жалостлив Господь, и если я поклянусь, он простит меня», так как я прибавлю к твоим словам: «Он также и справедлив». Согрешившие и погибели преданные гибли с такими словами на устах. Не покидай Бога, и Бог не покинет тебя. Не бесчесть | постыдными деяниями тебя породивших, так как такими же неизбежно прослывут и твои родители. Великое дело иметь верного раба или свободного. Если имеешь такого и доверяешь ему, дочь свою по возможности не знакомь с ним — и будешь в безопасности. Ведь если начнет бродить дурная молва, то лжива она или истинна, ты не узнаешь, а дитя свое подозревать будешь, хотя оно и от чресел твоих. Горе тогда тебе! Не поверяй никому слово, которое может принести тебе опасность, хотя бы тот и блистал добродетелью. Ведь природа человеческая непостоянна и изменчива и то обращается от добра ко злу, то склоняется от зла к добру.
§ 57. О том, чтобы не вступать во второй брак
Похоронивший свою жену, если она была хорошей, потерял половину своей жизни, либо даже больше. И если он останется целомудренным, велик будет и перед Богом и перед людьми. Он и сам будет жить в полной безопасности и благоразумии, примерно воспитывая детей, и дети его как на колеснице будут ехать, а дом его пребудет в мире и порядке. Если же он будет уязвлен жалом похоти, то он, напротив, хоть и кажется разумным, входя в свой дом и выходя из него, будет плакать, будто бы вспоминая об умершей, [а на деле], ссылаясь на заброшенность дома и на неприкаянность детей, приблизит к себе баб, которые понаторели в сватовстве (их называют сводницами), удостоит их угощения и окажет, несчастный, честь не имеющим чести. Дав им, что им потребно, он отошлет их, надавав им обещаний, если они сосватают ему красивую жену. И те наобещают ему лучшую из лучших, заранее подкупленные этой женщиной, и отправятся к ней. «Мы нашли тебе, — скажут, — как­го ты хотела; пользуйся добром его!». Потом они вернутся к несчастному, превознося ее. И, обольщая его слух, каждый день радуя его и ее своими речами и пользуясь щедротами обеих сторон, они уговорят его. Ведь обычно ужаленные похотью обольщаются уже одними словами и совершают неверный шаг. Далее — он ее взял, а де­ти его остались без попечения. Что же касается ее, то она, стремясь покорить этого, гонялась и за другими и, прельщая их, меняла одного за другим и губила. А если она из вдов, то, покоясь на ложе и вспоминая о муже, взявшем ее девушкой, будет горько вздыхать. Да и он, вспоминая о той, с которой венчался в первый раз, заплачет, и станет брачное ложе ложем скорби. А если и он и она | имеют детей, то что может быть хуже? Раздоры и драки с утра до вечера, неуемная вражда и ежедневный беспорядок. И к детям своим, которых некогда нежно любил и глядя на которых радовался, отец станет теперь, под влиянием жены, относиться как к врагам. «Не выношу, — скажет, — ссор, которые происходят из-за вас!». Много я мог бы сказать тебе об этом, но хватит, если не прикидываешься глухим. Одно лишь добавлю: счастлив тот, кто этого остерегается.
§ 58. О том, как частное знатное лицо должно вершить суд над людьми, живущими в той же области, где живет и он
Заклинаю тебя, если ты ведешь частную жизнь и народ области подчиняется тебе , остерегайся того, чтобы он не взбунтовался против тебя, справедливо ли или несправедливо, и ты не потерпел большого ущерба, духовного и телесного. Подобное случается и от чрезмерной справедливости, так как, будучи справедливцем, ты не стерпишь при виде поступающего несправедливо или постыдно. Побуждаемый этой благой добродетелью, ты распалишься законным гневом и по заслугам накажешь виновного. Поступив так со всеми провинившимися, ты сделаешь своими врагами и их самих и их единомышленников, и, сговорившись, они восстанут против тебя. Конечно, нужно, чтобы ты находился на высоте справедливости и был правдив, однако виновных наказывай следующим образом. Одних ты карай и наказывай сам, а что до других, то, приведя их, собери народ, поведай им о провинности и скажи: «Судите их!» И даже если они единомышленники тех, они не смогут пойти против справедливости, но, устыдившись, а вернее — будучи вынуждены и изобличены справедливостью обвинений, скажут, что тех нужно наказать. После того как они вынесут решение, ты назначь более легкое и мягкое наказание, как бы из сострадания к виновным, говоря им при этом: «Весьма тяжко осудили вас друзья и сотоварищи ваши , но я, пожалев вас, облегчил приговор, так как не годится вразумлять с жесткостью». Тогда все будут восхвалять тебя, даже сами понесшие наказание. А прочих исправляй, припугнув вовремя сказанным словом, иных же наставляй с благорасположением и умеренностью, как отец своих детей. Так ты сможешь и неправедливый поступок предупредить и себя самого с Божьей милостью оградить от всякого злого умысла. Мелкие же прегрешения не замечай — не слышал, мол, — особенно если они были направлены против тебя или твоих людей. На сотню проступков наказывай один, чтобы прегрешающие перед тобою питали страх. А в отношении других разыгрывай неведение. Если же ты захочешь воздавать всем | в соответствии с их проступками, то не сможешь этого сделать ни ты, ни другой кто-либо, ни сам василевс. Да что я говорю: «василевс»! И сам Господь не станет этого делать. Ведь Давид говорит: «Если ты, Господи, будешь, замечать беззакония, — Господи! кто устоит? Но у тебя прощение» — и еще: «Не по беззакониям нашим сотворил нам». Ведь пророк Илья , будучи судьей и ревнителем закона, воззвал с высот справедливости к Богу, чтобы возвести кару на грешников. Но благой по природе, Бог назначил какую-то малость — и Илья, убоявшись, бежал от лика женщины, ранее и царя ни за что почитавший. Говоря это, я отнюдь не советую тебе не бороться за справедливость, так как не отстаивающий ее — безбожник. Но делай это с разумением и страхом Божиим . Если ты вздумаешь карать сурово и жестоко, как бы по велению справедливости, они с дерзостью и заносчивостью начнут безобразничать, а может быть, пойдут даже на убийство. Если ты сумеешь наказать их и они потерпят от тебя ущерб, то себе ты нанесешь величайший духовный ущерб. Все станут хулить тебя, то, что ты делал, подвергнется осмеянию, и ты будешь обесчещен. Когда некоторые затевают против тебя заговор, подстрекая народ убить тебя, то, если ты хочешь совершить божеское дело, прости им грех их, и простятся тебе грехи твои. Если же ты пожелаешь нарушить заповедь Мирного, как бы на самом деле не прощая заговора, и покарать тех как злодеев, послушай, как бы ты мог наказать их. Не вступай в борьбу с ними, так как их много: они нападут и убьют тебя. Будь долготерпелив и, если они будут оскорблять тебя, не отвечай им. Они не останутся вечно единодушны. Когда ты увидишь, что они перессорились, разбрелись и бездействуют, поразмысля, напади на них и вразуми по-разному: одних — штрафом, других — поркой, третьих — презрением и позором, а прочих — добрым обхождением, когда тебе уже нельзя переть против рожна. Если они, поправ справедливость, устремятся на войну и кровопролитие против тебя, борись с ними и не робей, верши| дело человеческое, а не Божье. Но если они восстали на тебя из-за твоего неправильного поступка, исправь его, ибо Бог помогает не обижающим, а обиженным. Молись, дабы не впасть во искушение, а впав в него, держись без дрожи. Мужай­ся: никто не избегает испытаний, ибо как человек ты и подвергаешься человеческим бедам. Но всякая буря кончается тишиной.                                                                          
§ 59. О том, что благоразумие предпочтительнее богатства
Пусть сила твоя будет не в деньгах твоих, но в разуме твоем, а еще более — в Господе, «ибо мы им живем, и движемся, и существу­ем». Если кто-нибудь сделал тебе добро, воздай ему в дни печали его. Поступив хорошо в отношении кого-либо, не требуй от него, чтобы он страдал с тобой вместе во время горя твоего. Черно страданье, мрачно несчастье . Ведь я считаю его частью посмертной кары. Радуйся во времена счастья, но не чванься. Я видел василевса-тирана , утром он был великолепен, а вечером — достоин слез. Нарочито угрюмый не ведает печалей.
§ 60. О том, чтобы не покупать должность
Не покупай должность  посредством даров, так как купивший ее не в состоянии исполнять ее праведно и по справедливости . Да и как он будет поступать  справедливо? Ведь, если он купит должность, он будет стараться всячески возместить те затраты, которые он сделал, а затем устремится и к прибыли. Поэтому он окажется для всех ненавистным и невыносимым. Я советую не делать этого не только стратигам и судьям но и тем, кто ведет дома частную жизнь, так как некоторые, не имея чести от Бога, а от василевса — должности , стараются с помощью денег и взяток оказаться в чести у фемных архонтов. Будучи же ими приближены и почтены, они ухитряются получить какие-нибудь службы, приносящие постыдную прибыль, чтобы, притесняя бедных и наживаясь, снова давать взятки. От этого и происходят беззакония в жизни. Вы же, дети мои, никогда не покупайте должности посредством взяток, а просите ее у Бога, ибо апостол говорит: «Нет власти не от Бога». Если же ты — частное лицо, возделывай землю в поте лица твоего, согласно изречению, и земля сама даст тебе все. Не подобает, чтобы ты и сам нанимал и себя самого сдавал внаем, дабы передавать архонтам то, что ты отнимаешь у бедняков, чтобы ты богател грехами, а получающие от тебя — деньгами.
§ 61. О том, чтобы не слушать гадателей
Приверженный к гаданиям — неуч и невежа, хотя и кажется разумным. Ведь немало сокровищ зарыто в земле, и если бы прорицатели знали — где, то, вырыв, взяли бы их. Толкователь снов и гадающий по птицам, знахарь и прорицающий по трепету [внутренностей]  сами похожи на те «науки», в которых погрязли; «науки» же эти никчемны. Думай и делай как лучше, а потерпишь неудачу — не на что обижаться. Кто плох в своем ремесле, ни в чем не преуспеет. Несчастен не тот, кто пал под бременем жизненных бедствий, а кто обожествляет суетное.
§ 62. О том, чтобы не слишком горевать, потеряв кого-либо или что-либо безвозвратно
Нельзя не огорчаться из-за [потери] того, что доставляет радость. Перескажу тебе одно старое изречение лариссянина по имени Иоанн . Он был епископом. Он сказал кому-то: «Если ты радуешься, имея друга или раба, то помни, что он человек и как человек может умереть. И когда он умрет, не впадай в смятение, так как это бесполезно. Если же ты восхищаешься золотым или серебряным, или стеклянным сосудом, то, имея его, знай, что он потер­ется или разобьется. А когда это случится, не расстраивайся. Думай так при любом случае — и не будешь слишком сокрушаться». Он сказал и еще кое-что, достойное памяти. Я сослался на него при этом только потому, что знал его и встречался с ним, когда имел власть в тех краях Эллады.
§ 63. О пользе внимательного чтения
Взяв книгу, читай ее про себя. Почитав немного, не принимайся считать листы или выбирать, что тебе больше нравится  и [лишь] это читать, так как не извлечешь пользы. Напротив, начав от одной доски, где находится начало текста, читай книгу до последней строки — вот тогда будет настоящая польза. Ведь в обычае у болтунов  — не прочитать дважды или трижды всю книгу, а выбрать немного, чтобы потом пустословить.
§ 64. О благоразумии в отношениях с людьми и об осторожности в разговоре
Не будь суров в своем доме, но его обитатели пусть боятся тебя, так как, опасаясь тебя, они будут благоразумны. Но и ты бойся стоящих над тобою, ибо полезен страх. Избегай дружбы, приносящей тебе вред, и не стыдись поступать так, даже если кто-нибудь будет бранить тебя. Считай повинностью  обед в гостях, так как ешь и пьешь поневоле. Ведь я считал это хуже повинности, хотя и ходил иногда на обед к чужим людям. Когда смеркается, обдумай ночью свое поведение: что ты делал, что говорил и слышал в продолжение дня. Если все оказалось хорошим, возблагодари Господа, а если плохим — остерегись, чтобы и завтра на том же не поскользнуться. Неосторожно и бездумно ведущие разговор подобны человеку, который путешествует по незнакомому месту, без остановок, во время зимы, блуждает по обрывам и внезапно, не успев моргнуть глазом, срывается в пустоту. Скользкое место поражает ноги, а язык — самую голову . Противны гниль и зловоние, но еще отвратнее непристойное, беспутное слово. Гибельна постыдная трусость. Тот, кто лгал, убивает веру даже в правдивые свои слова — подозрительны речи из уст его. У вора ищут и требуют не только то, что он украл, но и то, чего он и не видывал. Изобличенный однажды в блуде, если что и говорит, в расчет как свидетель не принимается.
§ 65. О том, что лучше не иметь друзей, чем в них разочароваться
Если кто потерял дорогой жемчуг или драгоценные камни чистой воды, то найдет еще лучше и купит. Потеряв же человека, раба или свободного, или друга, верного и хорошего, не восполнит утраты. Опасно ссориться с бабами, но еще опанее с ними миловаться — потерпишь вред и от того и от другого. Иметь другом змею и плохого человека — одно и то же. Из уст их одинаково сочится смертоносный яд. Я никогда не стремился к тому, чтобы иметь приятеля. И сожителем кого-либо, равного мне, не был — разве что по необходимости. Ведь приятель, если случится беда и он частично или полностью будет также впутан в нее, обвинит сотоварища и головой покачает, и если не вслух будет говорить, то в сердце своем скажет: «Не к добру мне оказалась дружба с ним». Или: «Видишь, из-за него пострадал и я». Узнает об этом его приятель и будет сокрушаться сердцем, страдая и от упреков своего сотоварища и от собственной беды. В малом горе еще отыщется друг, а если угрожает большое несчастье, да не введет тебя никто в заблуждение — не окажется друга. [Далее]. У твоего сожителя, если ты захочешь поесть, может быть, не будет на то охоты или наоборот. Когда ты пожелаешь уснуть, тот будет бодрствовать. Допустим, ты хочешь поесть вместе со своим другом, а он станет ворчать. Проще говоря, у одного возникает одно желание, у другого — другое. Как лица людские не похожи...  невозможно (?) найти во всем, так и по складу ума мы отличаемся друг от друга, хотя и кажется, что в чем-то один близок по мыслям другому.
§ 66. О том, чтобы не ссориться с братом
| Не враждуй с братом, хотя тебе и кажется, что он вредит тебе, так как большинство людей будут считать и тебя и его братоненавистниками. Не терпи, когда твой брат подвергается оскорблениям, гак как оскорбление наносится и отцу и матери твоей. Желающие судебного разбирательства стремятся к склоке.
§ 67. Еще о нескольких правилах разумного поведения
Умен сознающий свои ошибки; хвалю мужественного, но благоразумный и неутомимый  превосходит всех, так как приносит пользу не только себе, но и многим другим. Счастлив несправедливо подвергшийся испытанию. Нет испытания, которое не было бы полезно телу или духу потерпевшего, если он переносит невзгоды с благодарностью. Тот, кто зарится на чужое имущество, скоро лишится собственного. Естествен умеренный сон, вреден и предосудителен сон продолжительный: один приносит пользу, другой причиняет большой вред. Живешь ли ты как частное лицо или облечен властью, имей человека, которому было бы велено будить тебя ото сна, если ты кому-нибудь понадобишься. Ведь многие, вот так-то сном наслаждаясь, понесли большие убытки, а иные и опасности подверглись. Не позволяй, чтобы сон и нега поработили тебя... и, избегая труда, из богатого стал бедным и нищим. Проклят тот, кто видит собственного брата в опасности и не разделяет с ним беду, а пренебрегает им. Ибо что еще более жестоко, чем это?
§ 68. О почтении к родителям
Помни о родовых муках матери твоей, не забывай сосцов ее и воздай ей добром. Если даже ты владыка всего мира и в руках твоих все сокровища, ты не сможешь сполна отплатить ей. Помни, что она на своих руках покоила тебя, и береги ее покой. Моли Бога, что­бы ты обрел молитвы твоего отца и матери твоей. Помни, что нет ничего для людей желаннее детей, и если ты сам не породишь их, то узнай это от меня. Некоторые рассказывают подлинную историю  о том, как отец и сын собирали дрова на горе Этне. Когда из Этны внезапно вырвалось пламя, излилось и перерезало дорогу с горы, оба оказались в окружении огня. И вот сын тотчас, схватив престарелого отца и взвалив его на плечи, бросился бежать, пренебрегши собственным спасением. И пламя смирилось пред добродетелью юноши по Божьему знаку, ибо не думал он о своем спасении, желая спасти отца, и, задержавшись, открыло им выход — и оба уцелели. Достойны памяти и похвал те, кто после кончины своих родителей добивается для них милосердия Божьего с помощью д­нег и милостыни
§ 69. Об отношении к неразумным и юродивым
Не шути с неразумным, так как он разозлится на тебя и, может быть, даже схватит за бороду. Подумай, какой будет позор для тебя! Если ты ему простишь, все будут насмехаться [над тобой], а если ударишь его, все станут хулить и поносить тебя. То же самое ждет тебя и с теми, кто разыгрывает юродство. Советую тебе жалеть их и подавать им; берегись шутить или глумиться над ними, так как это глупо. Я видывал таких, которые, смеясь и потешаясь над подобным человеком, убивали его тем, чем над ним издевались. Ты же не оскорбляй и не бей юродивого, каков бы он ни был . Выслушай от разыгрывающего юродство , что бы он ни говорил тебе, и не пренебрегай им, так как он хочет, может быть, [своим] юродством надуть тебя .
§ 70. О поведении на пожаре и о страсти к богатству
При пожаре не храбрись перед огнем, лучше отойди от него подальше, ибо немало людей в нем погибло, как и в домах, обрушившихся при землетрясении. Гоняющийся за богатством и алчущий его никогда им не насытится, хотя бы и все получил. Поэтому установи себе в нем предел, перестань мечтать о богатстве — и обретешь покой. Человек, лелеющий в душе идол богатства и похоти, никогда не совершит благородного и достойного похвал поступка, распалив, а вернее сказать — затемнив разум постыдными и тайными помыслами.

 

  © Сайт Ортодоксия .