ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ

ХРИСТИАНСТВО
В ВЕНГРИИ


СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

ХРИСТИАНСКИЕ ПРАВЕДНИКИ

ВСЕХ ИХ СОЗДАЛ БОГ

ЖИЗНЬ В ЦЕРКВИ

НАШЕ ПРОШЛОЕ
И НАСТОЯЩЕЕ


О ПРИХОДЕ

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЦЕРКОВНАЯ БИБЛИОТЕКА

ДУХОВЕНСТВО ХРАМА

СТРАНИЦА РЕГЕНТА

ЦЕРКОВЬ
И ГОСУДАРСТВО


ВОСПОМИНАНИЯ
И ДНЕВНИКИ


НАШИ РЕКВИЗИТЫ

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

СОВЕТЫ ВРАЧА

ПЛАН ПРОЕЗДА

ФОТО

ССЫЛКИ

ГАЛЕРЕИ

КОНТАКТЫ

 


 


 
  Веб-портал "Ортодоксия" | Венгерская епархия | Офенская духовная миссия

История русского православного прихода
преп. Сергия Радонежского в Будапеште.
        

         По милости Божией много десятилетий св. Сергиевский приход в Будапеште является органичной частью Русской Православной Церкви. Как дети Отца Небесного, словами молитвы Господней, мы выражаем сущность христианского упования словами: «… да придет Царствие Твое…».
Непросто нам жить с людьми иного мировоззрения и образа жизни, но мы помним завет апостола: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.» (1 Петр 3, 15).
Центр нашей духовной жизни – Христос. При любых обстоятельствах мы должны оставаться общиной – духовным средоточием, которой является Евхаристия.
История прихода – это не только механическое перечисление имён, дат, но и живое свидетельство тех, кто испытал радостный трепет Божественного присутствия в своей жизни.
Св. Сергиевский храм, где мы молимся, имеет и свою человеческую историю, которая вплетается в жизнь Церкви как Тела Христова.
Первая Мировая и гражданская войны, привели к тому, что огромные массы русских беженцев наводнили Европу. Небольшое количество эмигрантов обосновалось в Венгрии. Оказавшиеся в изгнании русские, открыли новую страницу церковной жизни Будапешта.
Во что пишет известный церковный историк М.В. Шкаровский: «Поселившиеся в Будапеште русские эмигранты в 1922 г. устроили домовую церковь Пресв. Троицы (позднее преп. Сергия Радонежского) и основали приход, который подчинялся митрополиту Елогию (Георгивскому). Располагалась церковь в Будапеште по адресу: ул. Сив, 4 *1.
Помимо церкви  Пресв. Троицы была создана община Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ).
Большинству изгнанников приходилось начинать жизнь с нуля. Легче было тем, у кого были связи в венгерских аристократических кругах; они даже могли помогать другим, как например княжна Голицына или М. Самсонов – секретарь бывшей русской дипломатической миссии. Большая часть венгров относилась сочувственно к русским, которые нашли временное или постоянное пристанище в Венгрии.
Заметную роль в жизни эмигрантов играла Церковь. По воспоминаниям старосты Св. Сергиевского храма – Баранова Фёдора Ивановича (+1999 г.), в воскресные и праздничные дни, в церкви на ул. Сив собиралось много народу. В конце 20-х годов он прислуживал алтарником в храме вместе с князем Андреем Голицыным – Муравлиным (+1932 г.). Особенно в памяти старосты запечатлелся духовный облик иеромонаха Сергия (Мусина – Пушкина), который с 1938 по 1944 гг. был настоятелем храма Пресв. Троицы.
2-ая Мировая война трагически повлияла на жизни миллионов людей. Перекроенная карта мира,  человеческие потери не могли не отразиться на судьбах русских беженцев, а заодно и на церковной жизни.
Вот что пишет староста церкви Пресв. Троицы Скипор С.М., а с 50-ых годов прихожанин Св. Сергиевского храма: «Все мосты через Дунай были взорваны уходившими немцами. Только в апреле 1945 г. я смог зайти в нашу церковь на ул. Сив. Там моим глазам представилась ужасная картина. Вся утварь была перевёрнута, облачения 8 комплектов были унесены, не хватало одной серебряной чаши и большого Евангелия. Всё это было унесено местными жителями, которые отлично знали, что настоятель бежал, а староста живёт в Буде и из-за прерванного сообщения не сможет скоро появиться. На полу валялись отдельные епитрахили и поручи; ковры, скатерти, занавески были унесены. От сторожихи- венгерки я узнал, что часто заходил о. Варью Янош и всегда кое-что уносил из церкви. Я просил сторожиху, и написал письмо учительнице венгерке наблюдавшей за помещением никого в церковь не пускать и ничего не давать уносить, а о. Варью также написал письмо в котором указал, что всё церковное имущество как нашей, так и Иремской надгробной церкви является собственностью, и впредь до решения Московского Священного синода, с которым я постараюсь списаться, прошу ничего не уносить».*2
В августе 1945 г. распоряжением Городской управы, помещение храма Пресв. Троицы было передано венгерской школе. По просьбе старосты храма, Скипора С.М. – иконостас, богослужебные книги, церковная утварь были перенесены в Венгерскую православную часовню св. Иоанна Златоуста на пл. Алмаши. Оставшиеся после войны в Венгрии прихожане посещали богослужения в сербской, болгарской и венгерской церквях Будапешта, но желание иметь свой храм не покидало изгнанников.
В 1948 г. в храме на пл. Алмаши бывшие св. Троицкие прихожане встретились со священником Сергием Галецким, и узнав что он русский, выразили ему твёрдое намерение иметь свой постоянный храм и настоятеля.
11 ноября 1949 г. Священный Синод Московского Патриархата вынес решение о создании Временного управления венгерских православных приходов в ведении Русской Церкви с назначением его благочинным (администратором) протоиерея Иоанна Кополовича.
С 1949 г. в Венгрию стали прибывать русские беженцы из Югославии, депортированные из страны вследствие советско-югославского конфликта. Вместе с ними прибыл священник Михаил Толмачёв, которому и предстояло возглавить новообразованный приход во имя преп. Сергия Радонежского с 1950 по 1973 гг.
Указом Святейшего патриарха Московского и всея Руси АлексияI  и Священного Синода (от 29-го июля 1950 г., № 1053) определено:
«… утвердить в юрисдикции Русской Православной Церкви, приход во имя преп. Сергия Радонежского, в г. Будапеште, во главе с настоятелем священником о. Михаилом Толмачёвым, а также и приписываемую к нему часовню во имя св. Царицы Александры в с. Ирем».
В 1951 г. Венгерское государство передало русскому Св. Сергиевскому приходу новое помещение на первом этаже жилого дома по ул. Лендваи 26. В здании была оборудована и освящена церковь во имя преп. Сергия Радонежского. Иконостас перевезли  с пл. Алмаши (с 1922 по 1944 гг. был иконостасом Троицкого прихода на ул. Сив).
Вот как вспоминает этот период времени ныне здравствующий прихожанин храма Драганов В.В.: «В 1950 г. приход возглавил и организовал замечательный священник – о. Михаил Толмачёв. Он родился в 1920 г. в Югославии в семье русских эмигрантов, был священником на сербском православном приходе, а в 1949 г. был изгнан как и мы из Югославии. Одарённый пастырь, собрал вокруг себя небольшую группу прихожан. Для мамы и бабушки было огромным счастьем обрести духовное пристанище в храме преп. Сергия. В небольшом домовом храме на ул. Лендваи 26 многие годы проходила их церковная жизнь. Хочу добавить ещё одну важную деталь. Русская эмиграция в Югославии, равно как и в Венгрии не была монолитна. Не стоит её идеализировать, ибо как и любое человеческое сообщество – она представляла собой довольно пёструю смесь человеческих индивидуумов. Вдохновенный пример служения о. Михаила, определил жизненный выбор будущих протоиереев Тибора Имрени и Иосифа Калоты, закончивших в начале 70-х Ленинградские духовные школы.
Помню, что семья о. Михаила Толмачёва жила в великой материальной нужде, но ропота, недовольства жизнью мы никогда от него не слышали. Несмотря на выдающиеся пастырские качества о. Михаила, св.Сергиевский приход в конце 50-ых стал численно уменьшаться. Умирали старые эмигранты; после событий 56-го  многие вернулись в СССР, а многие уехали на Запад. Мой первый духовник, остался в моей памяти образцом христианской трезвости и высокого служения Христу, в силу своей исключительной церковности и выдающихся личных человеческих качеств».*3
Значительным событием в церковной жизни 50- 60 гг. были  визиты и архипастырские служения в св. Сергиевском храме выдающихся церковных деятелей того времени. Вот что пишет в своих воспоминаниях Драганов В.В.: «Запомнилось мне служение в нашем русском св. Сергиевском приходе, двух очень ярких иерархов советского периода – митрополита Николая (Ярушевича) и митрополита Никодима (Ротова). Нам, старым эмигрантам порой казалось, что церковная жизнь находится под тотальным контролем коммунистического государства. Так конечно оно и было, но богатство духовного мира этих замечательных церковных деятелей, уже тогда давало надежду на возможное возрождение Церкви. Митрополит Николай (Ярушевич) служил литургию в нашем приходе в 1957 г., а митрополит Никодим (Ротов) – в 1969. *4
На протяжении своего пастырского служения в Будапеште с 1950 по 1973 гг., о. Михаилу Толмачёву удалось объединить бывших прихожан Троицкого прихода  и эмигрантов из Югославии. О. Михаил выучил венгерский язык, что дало ему возможность говорить о Православии на родном для венгров языке.
Протоиерей Михаил Толмачёв в 1973 году уехал в Австралию. Он окормлял вверенную ему Богом паству 23 года. Добрая память о замечательном священнике хранится и по сей день. Ему удавалось благодаря своей пастырской мудрости, преодолевать свойственные эмигрантам деления на фракции, и создать единый монолитный приход Московского Патриархата.
В период с 1973 по 1975 гг., из-за отсутствия священника храм на Лендваи 26 был временно закрыт. В это время прихожане Св.Сергиевского храма посещали Будапештский сербский храм и собор Успения Пресвятой Богородицы.
В 1975 г. настоятелем был назначен прот. Иоаким Бабинец. Ему вновь предстояло собрать прихожан и возобновить прерванную богослужебную жизнь. Старые прихожане с великой радостью вернулись в родную церковь, которая несколько десятилетий была их духовным пристанищем. Отец Иоаким до 1989 г. оставался настоятелем прихода, а по истечении срока служения в Венгрии, был отозван в Мукачевско-Ужгородскую епархию.
В том же году, Указом Святейшего Синода настоятелем прихода назначен священник Иоанн Кадар.
В конце 80-х годов в СССР и странах Восточной Европы начался новый этап в сфере церковно-государственных отношений. Закон о «Свободе совести», принятый в Венгрии, предоставил большую свободу верующим людям.
У многих возник неподдельный интерес к церковной жизни, люди массово принимали св. Крещение входя в мир Церкви Христовой. Границы между государствами стали более открытыми, и огромные массы бывших граждан СССР стали приезжать в Европу.
Последнее обстоятельство самым положительным образом отразилось в жизни св. Сергиевского прихода. С 1989 г., когда прекратилось «вавилонское пленение» Русской Церкви, начался новый этап в жизни общины. Без всякого страха, свободно, без лишней опеки «контролирующих органов», люди могли спокойно приходить в храм. В конце 80-ых духовный «голод» был огромен. До 1991 в Венгрии оставалось несколько десятков тысяч военнослужащих, и среди этой массы людей оказалось немало таких, которые сознательно прошли катехизацию и приняли святое Крещение. В это время после Божественной литургии в воскресные дни количество крещаемых составляло 40-50 человек. Многие из крещёных уехав на родину продолжили свой духовный путь в Церкви.
Непросто было немногочисленным старым прихожанам привыкать к суетливой, шумной толпе новых посетителей, которые начинали свою духовную жизнь с «чистого листа». Но чудо совершилось, и по мере воцерковления неофитам открывался удивительный мир Церкви, преображающий природу человека. И сегодня, когда в храме осталось несколько представителей старой эмиграции становится ясно, что церковное возрождение в России сильно повлияло на численный рост прихожан св. Сергиевского храма в Будапеште. Новое поколение прихожан, заботясь о благолепии церкви, жертвовало иконы, утварь и облачения, которые украсили некогда бедный эмигрантский храм.
Важным церковным событием в жизни прихода был первосвятительский визит Святейшего Патриарха Алексия II в марте 1994 г. Перед визитом Патриарха в помещении храма был произведен капитальный ремонт и  площадь увеличена. Святейших Патриарх отслужил молебен и преподнёс в дар храму древнюю икону преп. Сергия Радонежского, которая является чтимой святыней и памятью о Святейшем Патриархе.
В 1993 г. приход обратился с ходатайством к Венгерскому Государству о передаче в собственность общине недвижимости на ул. Лендваи 26., поскольку помещение, которое занимал храм с 1950 г., находилось в государственной собственности. В 1995 г. ходатайство было удовлетворено и помещение было документально оформлено на благочиние, а затем в 2000 г. на Епархию.
Со временем, по большей части монолитный в этническом отношении эмигрантский приход, стал православной общиной русских, украинцев, молдаван, грузин и венгров. Самое главное в духовной жизни нашей общины –живая связь человека и Бога,  за которую нужно держаться при любых жизненных обстоятельствах. А то, что мир изменчив и нестабилен, убеждает нас повседневная реальность, которая отразилась в удивительной судьбе св. Сергиевского прихода.
Прот. Иоанн Кадар.

Примечания:
*1 М.В. Шкаровский. История русский общин в Венгрии М., 2012
*2 Скипор С.М., Письмо Преосвященнейшему Нестору, Епископу Мукачевскому и   Пряшевскому. Будапешт, 7 августа 1946 г.
*3 Приходской сайт:
*4 Приходской сайт:

 

  © Сайт Ортодоксия .